10 Июня 2010

Антителами по меланоме: подробности

Иммунной системе нашли помощника в борьбе с раком
Алексей Тимошенко, GZT.RU

Клинические испытания метода борьбы с раком кожи, основанным на усилении иммунного ответа организма, дали положительный результат. Об этом сообщают американские медики.

Забегая вперед, отметим что ничего общего со всевозможными сомнительными препаратами, обещающими одновременно «поднять иммунитет» и исцелить едва ли не все болезни от простуды до рака, новый метод не имеет. Коллектив врачей и ученых из онкологического института Дана-Фабер проводил клинические испытания антител к злокачественной опухоли кожи, меланоме.


Меланома крупным планом.
Появление на коже новых пятен или изменение уже существующих родинок
– повод для визита к дерматоонкологу;
на ранней стадии прогноз достаточно благоприятен (до 98% больных излечиваются).
Источник: National Cancer Institute

Их результаты (F. Stephen Hodi et al., Improved Survival with Ipilimumab in Patients with Metastatic Melanoma) представлены в журнале New England Journal of Medicine (одно из трех наиболее авторитетных медицинских изданий) и пока что речь идет не о панацее, а о средстве, которое будет применяться в комбинации с традиционной терапией.

Меланома – это рак?
Строго говоря меланому называть «раком» нельзя, так как в русской медицинской литературе термином «рак» называют только опухоли, возникающие из клеток эпителия. Меланома же есть следствие сбоя в генетической программе меланоцитов, пигментных клеток кожи. Термин «рак крови», кстати, тоже некорректен, а «рак легких» и вовсе может обозначать несколько разных новообразований. Но в популярном пересказе «раком» будут обозначены все злокачественные опухоли.

Как организм борется с опасностью?

В здоровом организме около ста триллионов (100 000 000 000 000) клеток, в большинстве из которых регулярно молекулы ДНК повреждаются химическими веществами или излучением. И чаще всего эти повреждения тут же исправляются специальными ферментами так, что никаких последствий для клетки и всего тела в целом они не несут.

Даже там, где система починки (или, используя биологический термин, «репарации») ДНК не справляется, чаще всего ничего страшного не происходит. Мутировавшая клетка может оказаться нежизнеспособной, мутация может затронуть так называемые «мусорные» участки ДНК или же поврежденный ген будет сам по себе не так уж и сильно отличаться от исходного.

Для превращения в раковую клетку необходимо, чтобы повреждение ДНК произошло в определенных местах, не было тут же устранено – и это еще не все. Единичная клетка со значительной вероятностью будет распознана иммунной системой и уничтожена еще до формирования опухоли.


Повреждения ДНК свободными радикалами еще не означают верной мутации с фатальным исходом: большинство дефектов будут исправлены собственными защитными механизмами клетки.
На рисунке – последний из пяти этапов репарации ДНК (восстановления правильной последовательности нуклеотидов): фермент ДНК-лигаза замыкает последнюю связь в полимерной цепи и тем самым восстанавливает её непрерывность.

Русская рулетка

Поскольку организм имеет несколько уровней защиты от образования опухолей, говорить о профилактике или, напротив, повышении риска приходится лишь в терминах вероятностей. Именно поэтому наличие курильщиков, которые до ста лет курили по пачке сигарет в день не опровергает вреда табака – равно как и наличие людей, выживших после падения с крыши многоэтажного дома не доказывает безопасность подобных прыжков.

Проверять эффективность средств, которые призваны снижать риск развития рака, по этой причине крайне сложно, так как подобные исследования требуют для своей достоверности нескольких тысяч, а то и десятков тысяч испытуемых.

Как работает новый метод?

Именно иммунный ответ организма решили использовать ученые. Экспериментальный препарат состоял из антител к клеткам опухоли – белковых молекул, синтезируемых при обнаружении иммунной системы очага меланомы. Антитела взаимодействуют с так называемыми Т-лимфоцитами, активируя систему уничтожения пораженных клеток.


Эта упрощенная схема может дать некоторое представление о сложности всей лежащей в основе реакции Т-клеток «механики».
Источник: BioLegend

Правда, при этом страдают не только клетки опухоли. У 60% пациентов отмечались те или иные осложнения: от высыпаний на коже до диареи и рвоты. Средство оказалось далеко не безобидным, но зато действенным: средняя выживаемость больных с неоперабельными опухолями выросла с полугода до десяти месяцев. А 9 из 15 пациентов, получавших только новый препарат, прожили как минимум два года после начала лечения.

Перспективы

То, что экспериментальный метод прошел третью стадию клинических испытаний и показал свою действенность, означает возможное применение его уже в обычном порядке. По крайней мере, до повсеместного использования меньше, чем если бы речь шла об успешных тестах на животных или тем более клеточных культурах – врачи говорят, что теперь необходимо разработать наиболее эффективные стратегии использования препарата при лечении меланомы.

Кроме того, зная механизм взаимодействия антител с Т-клетками, медики могут подобрать и другие молекулы, воздействующие схожим образом. Это способно как повысить результативность метода, так и, вполне вероятно, уменьшить тяжесть побочных последствий.

Портал «Вечная молодость» http://vechnayamolodost.ru
10.06.2010

Нашли опечатку? Выделите её и нажмите ctrl + enter Версия для печати

Статьи по теме