19 Января 2012

Открыт механизм антиканцерогенного действия метформина

Как лекарство от диабета помогает против рака

Кирилл Стасевич, Компьюлента

Препарат метформин, широко используемый при диабете второго типа, подавляет образование кислородных радикалов в митохондриях, тем самым предотвращая развитие злокачественных опухолей.

Метформин – один из самых известных антидиабетических препаратов. Принимают его при диабете второго типа; он одновременно снижает образование глюкозы в печени, повышает чувствительность тканей к инсулину и уменьшает всасывание глюкозы в желудочно-кишечном тракте. Но не так давно исследователи обратили внимание на ещё одно свойство метформина: он значительно, едва ли не вполовину, уменьшает вероятность заболеть раком.

Исследователи из канадского Университета Макгилла сообщают, что им удалось узнать причину антиканцерогенного действия лекарства от диабета. Рак начинается с накопления мутаций, с множественных повреждений ДНК. Часть таких повреждений будет отремонтирована репарационными системами, иные запустят реакцию апоптоза (программируемой клеточной смерти), чтобы клетка с такими изъянами не мешала жить другим. Но если мутаций много, защитные системы со всеми не справятся, и тогда возрастает риск того, что клетка, во-первых, выживет, а во-вторых, превратится в злокачественную. Подавить канцерогенез можно, снизив мутационный фон в клетке, но до сих пор это считалось довольно сложной и неочевидной задачей.

Как оказалось, дешёвый и доступный метформин именно это и делает: подавляет повреждения ДНК, тем самым предотвращая развитие рака.

Эксперименты показали, что препарат снижает уровень реактивных форм кислорода в клетке. Эти соединения являются побочным продуктом работы митохондрий, которые с помощью кислорода добывают из питательных веществ энергию. Кислородные радикалы – довольно агрессивные окислители, повреждающие биологические макромолекулы, в том числе ДНК. Учёные знали, что антидиабетическое действие метформина связано с митохондриями, но о его антиоксидантных свойствах никто не догадывался. В статье, опубликованной в журнале Cancer Prevention Research (Algire et al., Metformin reduces endogenous reactive oxygen species and associated DNA damage), исследователи сообщают, что препарат действует не совсем аналогично другим антиоксидантам. Вместо того чтобы ловить и нейтрализовать кислородные радикалы, он предотвращает их продукцию, вмешиваясь в работу митохондрий.

Различные факторы могут влиять на самочувствие митохондрий, заставляя их выбрасывать больше окислительного мусора. Именно с этого часто начинаются процессы, приводящие в итоге к раковому перерождению. Метформину удаётся «держать в узде» такие повреждённые митохондрии.

В дальнейшем исследователи собираются более полно изучить действие этого вещества, в частности надеются выяснить, может ли он подавлять канцерогенез у здоровых людей, а не только у больных диабетом.

Подготовлено по материалам Университета Макгилла: Solving the mystery of an old diabetes drug that may reduce cancer risk.

19.01.2012