11 Февраля 2011

Скандинавское Сколково

Сергей Джанян, "Огонек"
(статья опубликована на сайте UNOVA

Датско-шведская Медиконовая долина — один из крупнейших в Европе кластеров, где сосредоточены научно-исследовательские лаборатории, коммерческие структуры и промышленные предприятия, имеющие отношение к обширной отрасли, называемой life-sciences — "науки о жизни".

Географически Medicon Valley охватывает обе стороны Зундского (Эресуннского) пролива, разделяющего Данию и Швецию,— западная ее часть находится на острове Зеландия, где расположен Копенгаген, а восточная включает в себя район шведского города Мальме.

Основы наукограда, известного сегодня как Медиконовая долина, закладывались еще во времена, когда никто и не помышлял о подобном. Так, не одно столетие в датских сыроварнях и молочных хозяйствах экспериментировали с процессами ферментации, а новаторские исследования химико-физиологической лаборатории пивоваренного завода Carlsberg в Копенгагене в конце 1800-х годов, окончательно закрепили за регионом славу колыбели биотехнологий. Без малого вековое присутствие здесь наукоемких фармацевтических компаний, таких как Novo Nordisk, Lundbeck, AstraZeneca и LEO Pharma, внесло значительный вклад в развитие Эресуннского региона, а местные университеты, имеющие давние традиции в области биологических и медицинских изысканий, дали миру целую плеяду лауреатов Нобелевских премий.

При всем этом Дания была и продолжает оставаться индустриально-аграрной державой — машиностроение, радиоэлектроника, текстиль, химическая и целлюлозно-бумажная промышленность составляют основу местной экономики, а в сельском хозяйстве ведущая роль принадлежит мясомолочному животноводству. Однако уже к концу ХХ века стало очевидно, что бедная полезными ископаемыми и зависящая от внешнего рынка экономика страны нуждается в новых источниках дохода. Именно тогда, на рубеже 80-90-х, в датском обществе возникли дискуссии о том, насколько Дания готова развивать у себя хай-тек мирового класса.

— Развитие биотехнологий имеет исключительное значение для Эресуннского региона и Дании в целом. Ведь именно биотех является реальной альтернативой, в сравнении с убывающими возможностями промышленности и сельского хозяйства, если мы хотим сохранить датское "общество всеобщего благоденствия" на существующем уровне. Это одна из тех немногих сфер бизнеса, где мы будем способны зарабатывать деньги в будущем,— говорит один из пионеров проекта Medicon Valley, директор университетской клиники Сконе Бент Кристенсен.

Задача по созданию мощнейшего технополиса, сближающего академическую науку и промышленность и способствующего образованию рабочих мест в этой пустынной местности, была весьма непростой. Амбициозный план требовал вложения немалых средств, чтобы Дания могла выжить в конкурентной борьбе с такими серьезными игроками на хай-тек- рынке, как США и Япония, а значит, следовало искать партнеров. Долго искать их, впрочем, не пришлось — в соседней Швеции тоже ломали головы над схожими проблемами.

К середине 1990-х власти Дании и южношведского региона Сконе совместно с представителями бизнеса достигли договоренностей по проекту международного биотехнологического кластера, названного Медиконовой долиной — по аналогии с Силиконовой в Калифорнии. А осенью 1996 года при финансовой поддержке Евросоюза была основана Академия Медиконовой долины, целью которой являлось налаживание сотрудничества между всеми игроками в регионе.

Берег левый, берег правый...

Экономическая наука объясняет возникновение кластеров тремя основными причинами. Первые две из них лежат на поверхности — это выигрыш от распределения затрат на поддержание и развитие общих для компаний ресурсов, а также географическая близость, обеспечивающая дешевизну и быстроту поставки необходимого для бизнеса товара или услуги.

Но существует и третья причина — близкое соседство взаимосвязанных компаний способствует распространению неявных знаний, то есть тех знаний и опыта, которые передаются только через обучение и тесно привязаны к носящим их людям. Таким образом, создается рынок квалифицированной рабочей силы, позволяющий вместо организации передачи знаний вовлекать в ряды компании их носителя, а путь от фундаментального исследования до реального продукта становится в разы короче. "Столь тесное соседство должно создать, по нашему замыслу, взрывную массу научных идей и одновременно обеспечить благоприятные условия для их применения",— считает менеджер по развитию шведского региона Сконе Ульв Оберг.

На сегодняшний день вся территория, включаемая в Медиконовую долину, занимает примерно 14 тысяч квадратных километров — топографически зона представляет собой квадрат со стороной в 120 километров, из конца в конец которого можно добраться за пару-тройку часов. На датской и на шведской стороне технополиса проживает свыше 3,5 млн человек, при этом только в частном бизнесе более 40 тысяч человек работают в области "наук о жизни" — каждый сотый житель. Это чрезвычайно высокая концентрация представителей одной специализации.

По обе стороны Зунда находятся 11 университетов, в пяти из которых преподают медико-биологические науки, все они образуют Эресуннское университетское сообщество. В вузах Медиконовой долины учатся 150 тысяч студентов, треть из которых специализируются в области все тех же "наук о жизни": именно они будут обеспечивать кадры для растущего числа биомедицинских компаний. Помимо этого, в долине насчитывается 33 клиники, а также 12 научных парков и научных инкубаторов, из которых шесть специализированы преимущественно на life-sciences.

Большинство предприятий Медиконовой долины — это небольшие компании, насчитывающие от 2-3 до нескольких десятков сотрудников: впрочем, бывает и так, что для решения актуальной исследовательской задачи в мобильные группы объединяются несколько специалистов. Маленькие компании соседствуют здесь с научными лабораториями, университетами, фармацевтическими и биотехнологическими гигантами — и в этом и заключена главная мощь Medicon Valley.

Мост к успеху

Для воплощения в жизнь у проекта Медиконовой долины имелись все исходные данные — присутствие в регионе крупных компаний и наличие венчурных фондов, высококлассные вузы и квалифицированные человеческие ресурсы, благоприятная бизнес-среда и высокий уровень жизни. Тем не менее решающую роль в развитии кластера сыграла инфраструктура — именно этому вопросу идеологи Medicon Valley с самого начала придавали первоочередное значение.

Для островного государства, каким является Дания, крайне важен вопрос транспортных коммуникаций. И если на протяжении веков различные части страны соединяли паромные переправы, то залогом успеха датско-шведского проекта стало наземное соединение двух государств, разделенных Зундским проливом. Роль Зунда, вообще говоря, в скандинавской истории неоценима — морские пути из Западной Европы в страны Балтийского моря пролегают через здешние воды. С развитием же цивилизации значение пролива лишь возрастало — к концу ХХ века паромы переправляли в оба конца до 2,5 млн автомобилей ежегодно.

Путь по воде был отлажен безукоризненно, однако перспектива сухопутной связи не переставала будоражить инженерную мысль скандинавов. О прокладке железнодорожного тоннеля по морскому дну разговоры велись еще в 1888 году, но лишь столетие спустя датские и шведские политики пришли к решению о строительстве наземной переправы, соединяющей столицу Дании со шведским Мальме.

Результатом работы международного коллектива под руководством датского архитектора Георга Ротхе стал запущенный в эксплуатацию в 2000 году вантовый красавец мост с раздельными автомобильной и железной дорогами и системой подводных тоннелей — по инженерной сложности равных этому сооружению пока в мире нет. Общая протяженность этой самой длинной в Европе комбинированной переправы составляет 16 километров, а ее строительство обошлось в 30,1 млрд датских крон (около 6 млрд долларов США).

Сооружение датско-шведского моста дало серьезный толчок развитию не только экономических, но и межнациональных отношений: за 10 лет его существования тысячи жителей Дании и Швеции избрали постоянным местом работы и жительства соседнее государство. Путь с одного берега на другой занимает 33 минуты, и все поезда, идущие утром из Мальме, а вечером из Копенгагена, переполнены. При этом датчане, которые приобрели дома в Швеции, пользуясь преимуществом низких цен на жилье в Мальме, ездят на работу к себе на родину. А вот шведам, ездящим на работу в соседнюю страну, жить, иметь собственность и покупать товары по-прежнему выгоднее у себя дома.

В среднем в день по Эресуннскому мосту курсирует до 12 тысяч автомобилей и перевозится 17 тысяч железнодорожных пассажиров. Не в убытке и туристический бизнес: число шоп-туристов за эти годы возросло более чем в 5 раз — ведь из одной страны в другую теперь можно спокойно доехать и на такси, которым дозволено брать пассажиров как на датском, так и на шведском берегу.

Лечебный индпошив

На сегодняшний день Медиконовая долина является одним из крупнейших в Европе центров развития химико-фармацевтической и биотехнологической науки. Основные же направления, по которым датско-шведский кластер занимает лидирующее положение в мире, — это новые подходы в лечении рака, диабета, воспалительных процессов и патологий нервной системы. При этом в пределах долины формируются целые районы, специализированные на лечении этих заболеваний, а фундаментальные исследования и конкретные разработки ведутся с учетом персонализированной медицины — иначе говоря, для каждого пациента разрабатывается индивидуальная терапия и индивидуальные же медикаменты.

Специалисты уверены, что в скором времени так называемая блокбастерная модель массовой медицины уйдет в прошлое: не существует лечения, которое на 100 процентов подходит всем. Реакция на любой препарат зависит от генетических особенностей каждого человека, рациона его питания, условий жизни, привычек и поведения, а эти факторы никак не учитываются при назначении стандартизированной терапии. Персонализированная медицина может совершить переворот в медицинском обслуживании, повышая его безопасность, рентабельность и, что наиболее важно, клиническую эффективность: ведь как минимум треть пациентов, страдающих различными заболеваниями, не получают эффекта от прописанных им лекарств.

Над реализацией концепции медицины будущего уже сегодня активно работают в Медиконовой долине. Одним из таких примеров является созданный в 2004 году Центр фармакогеномики, объединяющий 14 исследовательских групп из Копенгагенского университета, Института фармацевтических наук, Королевского ветеринарного и сельскохозяйственного университета, трех клиник и крупной датской фармацевтической компании Lundbeck. Целью ученых является исследование взаимосвязей между генотипом человека и действием лекарств, применяемых для лечения депрессии и ожирения. Аналогичные консорциумы, объединяющие университетских ученых, клиницистов и фармацевтов, заняты решением той же задачи, но уже в применении к диабету, неврологическим и онкологическим заболеваниям.

Жизнь с видом на будущее

Основой датского благосостояния является свиноводство — эту хрестоматийную истину в Дании знают с детства все, хотя и не все помнят точные цифры. Гораздо меньше известно о том, что биотехнологии и медицинская индустрия давно потеснили датскую хрюшку с пьедестала: впервые это случилось в 2001 году, когда прибыль датского экспорта в сфере хай-тек составила 30 млрд крон, превысив, таким образом, доход от свиноводства на полтора миллиарда.

Всего 10 лет прошло с того времени — сегодня же датские власти строят планы развития страны до 2020 года, во многом опираясь на потенциал Эресуннской зоны. Предполагается, что до этого срока Дания должна закрепиться в десятке богатейших стран, войти в тройку мировых лидеров по созданию наилучших условий для бизнеса и обзавестись университетом, входящим в топ-10 лучших вузов мира. Но и это еще не все — среднюю продолжительность жизни датчан планируется повысить до уровня десяти мировых наций-долгожительниц.

— Это вполне реальные задачи, если нам удастся в полной мере задействовать возможности Эресуннского региона,— говорит директор госпиталя Aleris Якоб Аксель Нильсен, в недавнем прошлом министр здравоохранения Дании.— Полагаю, что решительные шаги в сфере исследований стволовых клеток следует предпринимать уже сейчас: американский президент Обама дал "зеленый свет" этим работам, то же сделала и Великобритания, на очереди — Индия, Китай, Россия. В настоящее время на исследования стволовых клеток датским правительством выделено 65 млн крон: разумеется, государственная поддержка — это лишь капля в море, но, если бюджетные средства будут работать в связке с инвестициями и грантами из частных и общественных фондов, можно добиться гораздо большего. В любом случае поддержка государства заставит приглядеться внимательней к разработкам в области клеточных технологий потенциальных инвесторов...

В Медиконовой долине рассчитывают на то, что с каждым годом число размещенных здесь компаний будет прирастать как за счет образования новых, собственных, так и за счет появления филиалов мировых фармацевтических и биотехнологических гигантов. И ожидания эти понемногу оправдываются: жить и работать в тихой, зеленой зоне с крайне низким уровнем преступности, в благоустроенных домах и офисах, над которыми поработали лучшие дизайнеры, в часе езды от крупного международного аэропорта Каструп — вот только некоторые из выгод для высококвалифицированных специалистов, выбирающих Medicon Valley. Сочетать работу и семейную жизнь весьма привлекательно как для местных, так и приглашенных "медиконовцев": организации, как правило, предлагают гибкий рабочий график, а работающие в стране иностранцы пользуются теми же социальными льготами, что и местные жители. Впрочем, нюансы все-таки есть: компании, решившие обосноваться в долине, все чаще делают свой выбор в пользу датской, а не шведской части кластера, что объясняется некоторой разницей в трудовом законодательстве и налогообложении, а она сегодня — в пользу Дании.

Портал «Вечная молодость» http://vechnayamolodost.ru
11.02.2011

Нашли опечатку? Выделите её и нажмите ctrl + enter Версия для печати

Статьи по теме