20 Октября 2016

Биотехнологии. Купить вечную жизнь

Экономика долголетия: инвестиции в вечную молодость и лекарство от смерти

Дмитрий Филонов, Елена Краузова, Дмитрий Яковенко, Forbes, 20.10.2016

Партнер венчурного фонда Bright Capital Михаил Чучкевич шел по коридорам больницы им. Н. А. Семашко и обсуждал с врачами новые технологии в здравоохранении. Бизнесмен уже собирался уходить, но главврач завел его в кабинет одного из сотрудников. Там стоял небольшой аппарат. По словам разработчика, он позволял без внутреннего вмешательства исследовать патологии капиллярной сетки. Новый метод капилляроскопии выглядел интересно – при ангиографии (просвечивании сосудов рентгеном с введением специальных веществ в кровь) капилляры просматриваются плохо. Чучкевич был готов договориться с автором изобретения о первом «чеке», но врач только усмехнулся – он уже продал права на разработку в Швейцарию, где началось серийное производство. «В России много хороших инноваций в медицине, но они вот в таком неоформленном состоянии во врачебной и академической среде», – говорит Чучкевич. Сейчас он и второй партнер Bright Capital Борис Рябов, четыре года проработавший в «Аптечной сети 36,6», собирают два фонда для инвестиций в биомедицинские проекты суммарным объемом более $250 млн.

bioinput1.jpg

Инвесторы обратили внимание на биотехнологии в 2011 году. Тогда фонд на $200 млн миллиардера и министра, курирующего деятельность Открытого правительства РФ, Михаила Абызова (средства переданы в доверительное управление) инвестировал вместе с крупными западными фондами в десятки компаний Кремниевой долины. Партнеров Bright Capital интересовали возобновляемые источники энергии, энергоэффективные технологии и новые материалы. Но когда именитые венчурные капиталисты давали наводки на стартапы в других отраслях, Bright Capital подключался к сделкам. Так, Брук Байерс, сооснователь Kleiner Perkins, рассказал об американской CardioDX. Она разработала генетические тесты для диагностики сердечно-сосудистых заболеваний. «Раньше, чтобы диагностировать сужение просвета в артериях, нужно было механически заходить в сосуд, теперь можно сделать анализ по капле крови», – объясняет Чучкевич. CardioDX получила от Bright Capital около $8 млн. За 5 лет стоимость компании выросла втрое, общий объем ее финансирования приближается к $290 млн. CardioDX закончила клинические испытания и продает тесты клиникам-партнерам и организациям, которые проводят диагностику в труднодоступных местах.

bioinput2.jpg

Следующей инвестицией Bright Capital в биотехе стала компания FloDesign Sonics. Ее посоветовал другой партнер Kleiner Perkins Джон Дор. Компания, пользуясь наработками материнской FloDesign – продавца ветряных турбин, создала технологию сепарации и фильтрации ультразвуком без фильтрующих материалов, что актуально для биофармацевтики, клеточных технологий и промышленности. Bright Capital в 2014 году вложил вместе с американскими фондами $10,5 млн в стартап. «Стало ясно, что технологии продления жизни в ближайшие 10 лет будут расти такими же взрывными темпами, как и те, что ознаменовали цифровую революцию», – говорит Рябов. Новые методы лечения (генная и иммунная терапии, регенеративная медицина) активнее входят в жизнь с распространением ранней диагностики и эффективных методов анализа «больших данных». На стыке этих трендов рождается longevity-economy (longevity – долголетие), объясняют венчурные капиталисты. Ее бум придется на ближайшие 10–15 лет, а это совпадает с горизонтом планирования венчурных фондов.

bioinput3.jpg

«Задача венчурного инвестора – распознать новый рынок, который готов к восприятию новых технологий, но еще не заполнен, – говорит Рябов. – Сейчас правильное время для инвестиций в новые способы борьбы со старением и биомедицину». Bright Capital уже собирает фонд на $200 млн для инвестиций на международном рынке. Первое закрытие – на $100 млн – состоится не позже II квартала 2017 года, надеются инвесторы. Одновременно Bright Capital хочет запустить фонд Longevity на $60 млн с фокусом на российские проекты. Инвесторами обоих фондов станут в основном крупные бизнесмены и family offices.

bioinput4.jpg

«У наших инвесторов есть яхты, дома, самолеты, – рассуждает Чучкевич. – Единственное, что пока им недоступно, – вечная молодость».

Портал «Вечная молодость» http://vechnayamolodost.ru
 20.10.2016


Нашли опечатку? Выделите её и нажмите ctrl + enter Версия для печати

Статьи по теме