21 Сентября 2011

Менеджеры, учитесь у биотехнологов!

Бизнес на науке
Марк Акоев, «Эксперт Урал» № 36-2011

Байндер Гордон, Бэше Филипп.
Бизнес по науке: Чему менеджерам стоит научиться у биотехнологов.
М: Манн, Иванов и Фербер, 2008. С. 272.

Книга из серии Стокгольмской школы экономики предоставляет редкую возможность познакомиться с историей успеха настоящего лидера в области биотехнологий и фармацевтики – фирмы Amgen (входит в Fortune-500; 3 млрд долларов выручки в 2007 году; девять уникальных фармацевтических продуктов). Согласитесь, компании, поставившей на первое место исследования (а не производство и продажу), отличающейся сверхдолгим циклом разработки (способной более пяти лет ждать первых результатов, а потом еще четыре года – вывода препарата на рынок), есть что рассказать о правильном построении бизнеса.

Основа успеха предпринимательства на науке традиционна: сильный ученый-лидер, сумевший сплотить вокруг себя команду исследователей, создавших продукт, и столь же сильный организатор, способный запустить этот продукт в производство. На примере Amgen можно увидеть, что научный подход, основанный на эксперименте, применяется не только к разработке препаратов, но и к маркетингу: если возникает проблема выбора между альтернативными решениями, то руководство компании прибегает к эксперименту, и только на его основе принимает решение.

Важный фактор успеха – удача. В основе бизнеса Amgen лежала голая идея: в начале пути у создателей компании не было ни готового продукта, ни средств на его создание и выпуск. Но они смогли не только привлечь в разы больше денег от IPO, чем аналогичные фирмы, но и найти инвесторов, готовых ждать.

Одна из опор бизнеса – надежные партнеры, и тут не обошлось без проблем. Компания Johnson & Johnson оказалась больше заинтересована в извлечении прибыли не от сотрудничества, а от присвоения разработок Amgen. А лучшим партнером стал японский производитель пива Kirin, нацеленный на развитие нового для себя направления биотехнологий, но близкий по философии бизнеса – научные принципы и результаты первичны.

Отличительная черта Amgen – особое внимание к персоналу: компания много лет входит в топ рейтинга лучших работодателей. Причем условия для продуктивной работы не возникли в момент создания фирмы, а последовательно складывались на протяжении всей ее истории благодаря открытости руководства и готовности непрерывно пробовать новое. Редкая особенность компании – практика смены руководства перед большими событиями, например запуском нового препарата в продажу, что заставляет нового менеджера быстро перенимать дела.

Кроме прочего, книга рассказывает о том, как работает патентная защита внутри высокотехнологичной фирмы в США. Расцвет биотехнологических фирм в 1980-х был в большой степени обеспечен принятием закона о редких лекарствах, которые продлевали эксклюзивные права на эти лекарства на семь лет в дополнение к 20 годам охраны, обеспеченных патентом. Подробно описаны особенности патентных споров в суде. Даже если у вас есть неоспоримые доказательства ваших прав, всегда найдутся желающие отнять у вас патент. И шанс получить желаемое у них имеется.

Портал «Вечная молодость» http://vechnayamolodost.ru
21.09.2011

Нашли опечатку? Выделите её и нажмите ctrl + enter Версия для печати

Статьи по теме