22 Апреля 2010

Тенденции в здравоохранении: персонализация услуг

Вскоре услуги здравоохранения станут более персонализированными и ориентированными на пациента, с тем, чтобы стимулировать людей брать на себя ответственность за свое здоровье. При этом новые инструменты, технологии и информационные ресурсы здравоохранения будут открывать для потребителей все больше возможностей в данной области. 

Такие выводы содержатся в новом отчете о тенденциях в системе здравоохранения «Прогноз развития здравоохранения: персонализация услуг по диагностике, уходу и лечению» (HealthCast: The Customisation of diagnosis, care and cure), опубликованном Институтом исследований в области здравоохранения PricewaterhouseCoopers (PwC). Эта тенденция найдет свое отражение в значительном изменении бизнес-моделей, используемых в здравоохранении, в реформе правового регулирования здравоохранения и пересмотре системы финансового стимулирования в течение последующих пяти лет.

Отчет PwC стал результатом годового исследования систем здравоохранения в 25 странах мира. Исследование выявило новое явление, которое характерно как для развитых, так и для развивающихся стран. В условиях мирового экономического спада и необходимости снижения растущих затрат на национальное здравоохранение в связи с лечением хронических болезней, правительства и руководители органов здравоохранения признают, что люди должны играть более значительную роль в управлении своим здоровьем и расходами на медицинские услуги в целом.

В ходе проведенного PricewaterhouseCoopers исследования было опрошено 590 руководителей государственных органов и ведущих компаний отрасли здравоохранения. Ниже представлены некоторые результаты опроса:

  • 86% опрошенных полагают, что в их странах государство сохранит за собой доминирующую роль в оказании базовых услуг здравоохранения.
  • Вместе с тем, был достигнут консенсус по вопросу о том, что, в конечном счете, ключевую роль в вопросах поддержания здоровья будут играть сами люди.
  • 97% участников опроса согласились с тем, что пациенты должны нести определенную ответственность за поддержание своего состояния при таких хронических болезнях, как ожирение, астма, диабет и сердечные заболевания, при этом 57% настаивали на том, что пациенты должны нести большую ответственность.
  • Отсутствие силы воли у пациентов было отмечено как основное препятствие на пути к их активному управлению своим здоровьем, однако 74% опрошенных полагают, что нездоровые привычки будут вызывать все большее неприятие в их странах.

Широко распространено мнение о том, что хронические болезни связаны с поведенческими, социально-экономическими и генетическими факторами, которые не контролируются современной системой здравоохранения. Исследование PwC показало наличие социальных, политических, экономических и законодательных барьеров, которые мешают людям более активно участвовать в процессе управления своим собственным здоровьем.

Для привлечения потребителей и борьбы за них на международном рынке медицинских услуг органы здравоохранения стараются понять нужды потребителей и их индивидуальные предпочтения и планировать свои услуги в соответствии с потребностями потребителей, как это происходит и в других отраслях, которые претерпели существенные изменения в результате развития консюмеризма.  

Опрос мировых лидеров в области здравоохранения, проведенный PwC, показал следующее:

  • 76% респондентов согласились с тем, что недостаток знаний и доступа к информации медицинского характера не позволяет людям управлять своим здоровьем. 74% полагают, что пациенты не понимают медицинской информации и имеющихся у них возможностей выбора. Развитие интернета, социальных СМИ, мобильной связи и использование информационных технологий в области здравоохранения должны открыть перед потребителями новые, беспрецедентные возможности доступа к спектру предлагаемых услуг и к получению соответствующих знаний.
  • Чтобы заинтересовать поставщиков медицинских услуг в изменении стереотипов поведения своих пациентов, 84% руководителей органов здравоохранения согласились с тем, что выделение средств больницам, вознаграждение врачам и другим поставщикам услуг должно основываться на качественных результатах мероприятий по охране здоровья.
  • Около трех четвертей руководителей органов здравоохранения ожидают, что финансирование здравоохранения в их странах будет переориентировано с выделения средств на лечение пациентов с различными заболеваниями в медицинских учреждениях на поддержание здоровья людей вне больниц, частных клиник и кабинетов врачей.
  • 45% руководителей органов здравоохранения и компаний, работающих на рынке медицинских услуг, ожидают, что одним из важных факторов охраны здоровья будет персонализированная медицина. Новые методы диагностики и фармакогеномики обеспечат возможность корректировки диагнозов и лечения с учетом индивидуальных особенностей пациентов.
  • Почти половина мировых лидеров в области здравоохранения ожидают к 2015 году рост медицинского туризма по мере увеличения конкуренции за потребителя между системами здравоохранения в предложении индивидуализированного обслуживания, доступа к медицинским инновациям и большей ценности услуг для потребителей.
  • Хотя многие учреждения здравоохранения заявляют о том, что они обеспечивают обслуживание, ориентированное на пациента, исследование PwC показало, что лишь некоторые регионы в мире действительно работают в этом направлении. Наибольший прогресс наблюдается там, где органы государственной власти наращивают темпы инновационных решений и создают государственно-частные партнерства для обеспечения медицинского обслуживания, основанного на конечном результате.

Отрасль здравоохранения представляет собой обширную, строго регулируемую и инертную инфраструктуру, на создание которой ушли десятилетия. Мы выяснили, что медицинские организации по-прежнему сосредоточивают внимание на своих собственных проблемах, которые далеко не всегда отражают интересы пациента. Растет осознание того, что если интересы пациента не представлены в этом «уравнении», то надлежащее управление обслуживанием, потреблением и расходами невозможно. Всеобъемлющей задачей для существующих систем здравоохранения будет переход от изолированной бюрократической инфраструктуры здравоохранения к ориентированной на пациента системе, предусматривающей его активное участие, как заинтересованной стороны, в поддержании своего собственного здоровья и системы здравоохранения.

В исследовании PricewaterhouseCoopers указывается, что потребителям сложно понять или повлиять на существующие системы здравоохранения. Обычно такие системы основаны на модели оказания экстренной помощи и сосредоточены на лечении заболеваний после того, как пациент заболел или получил травму. При этом обслуживание традиционно осуществляется в больницах или поликлиниках. Эта модель в значительной мере зависит от наличия больничной инфраструктуры и надлежащего медицинского персонала. Более того, лечение пациентов часто связано с переходом их от врачей-консультантов в медицинские организации и обратно, а также с ограниченной доступностью медицинских услуг; при этом наличие обособленных систем платежей и регулирования привело к перекосу в системе стимулирования, которая не способствует обмену информацией и координации медицинских услуг. Эти факторы приводят к неэффективности, потере средств, выделяемых на здравоохранение, плохим результатам, длительному ожиданию и недовольству пациентов.

Большинство органов здравоохранения считают внедрение электронной системы ведения медицинских записей и информационных технологий в системе здравоохранения важным этапом на пути развития сотрудничества, расширения возможностей пациентов и индивидуализации обслуживания. 42% мировых лидеров в области здравоохранения заявили, что электронные медицинские карты будут введены в их странах в течение пяти лет, а 71% отметил, что предоставление пациентам доступа к их медицинским картам повысит эффективность охраны их здоровья за счет возможностей самоуправления.

Многие крупнейшие страны мира проводят значительные реформы в области регулирования и оплаты, которые изменят соотношение поведенческих, генетических и медицинских компонентов в структуре  личных расходов пациента на свое здоровье. Согласно исследованию PricewaterhouseCoopers, лидеры отрасли здравоохранения могут сотрудничать в разработке решений в области персонализации диагностики, обслуживания и лечения, используя следующие меры:

  • разработка стимулов к формированию партнерств;
  • подготовка реформ систем регулирования, направленных на поощрение конкуренции и инноваций;
  • планирование переориентации финансирования здравоохранения – от лечения болезни на поддержание хорошего здоровья;
  • предоставление людям большего объема информации, чтобы они осознавали свое право выбора и принимали участие в принятии решений вместе с поставщиками услуг;
  • изучение таких моделей распределения ресурсов, как телемедицина и расширение функций медсестер, что позволит повысить гибкость и эффективность обслуживания;
  • подготовка к сложностям работы в условиях подвижной ИТ-среды, основанной на функциональной совместимости технологий, на интерактивном, ориентированном на потребителя рынке.

Изменение акцентов внутри системы здравоохранения будет означать перестройку практически всех компонентов ее инфраструктуры – систем коммуникации, отношений «врач-пациент» и распределения ответственности, а также, возможно, самого сложного аспекта обслуживания – укоренившихся привычек и традиций.

Инструментарий для изменения потребительского опыта
 
В своем исследовании PwC выделяет пять направлений, в рамках которых системы здравоохранения могут персонализировать обслуживание и привлекать людей к управлению своим здоровьем.

  1. Координация медицинского обслуживания: потребители хотят, чтобы лечение было скоординированным. Интегрированные сети медицинского обслуживания, которые имеют доступ к информации, участвуют в обслуживании и разделяют ответственность за результаты лечения, станут насущной необходимостью.
  2. Осведомленные консультанты: у людей не хватает знаний и умений, необходимых для ориентации в системе здравоохранения и осознания своего выбора. В системе персонализированного здравоохранения все больше будет ощущаться потребность в консультантах за пределами круга друзей и семьи пациентов. Специалисты PwC полагают, что роль осведомленных консультантов в области здравоохранения могут играть фармацевты и группы местной общественности. Также возможно появление новой области профессиональной деятельности, по примеру специалистов по финансовому планированию, которые появились с развитием ориентированного на потребителя инвестирования.
  3. Контрольные показатели опыта пациентов: в системе здравоохранения, ориентированной на пациента, больше внимания будет уделяться пониманию и удовлетворению ожиданий потребителя. В рамках многих систем здравоохранения уже проводится мониторинг и публикация показателей уровня медицинского обслуживания пациентов, таких как чистота, время ожидания и удовлетворенность квалификацией врача, что позволяет пациентам принимать более осведомленные решения.
  4. Сети оказания повсеместной помощи: определение «доступности» было пересмотрено в связи с появлением беспроводной мобильной связи, дистанционного мониторинга и новых моделей оказания помощи, благодаря которым медицинские услуги перемещаются из больниц, частных клиник и поликлиник в дома пациентов, все в большей степени оснащенные различными сетевыми устройствами.
  5. Медицинские исследовательские центры: развивая сотрудничество и привлекая инвестиции, некоторые регионы позиционируют себя в качестве медицинских исследовательских центров, или центров передовых технологий, поскольку в эпоху новой, персонализированной медицины и обслуживания это способствует привлечению пациентов, исследователей и поставщиков услуг, ищущих кратчайший путь к получению доступа и к инновациям. Правительства, желающие получить выгоду от этого процесса, должны стимулировать разработку лекарств с тем же энтузиазмом, что и другие инновации, такие, как поиск источников энергии и расширение использования возобновляемой энергии. 

Полную версию отчета можно скачать на сайте PWC.

Портал «Вечная молодость» http://vechnayamolodost.ru

22.04.2010

Нашли опечатку? Выделите её и нажмите ctrl + enter Версия для печати

Статьи по теме