25 Мая 2011

ДНК за решеткой

В России начинается создание единой базы ДНК, куда будет помещен генетический материал всех особо опасных преступников. Регистрацию этих данных узаконила Государственная Дума, однако пока не ясно, кто и как будет собирать ДНК заключенных. Подробности – у Алексея Борзенко.

Алексей Борзенко, корреспондент «ТВ Центр»:

– На создание базы данных ДНК по тяжким и особо тяжким преступлениям может уйти от двух до трех лет. Но такая база поможет почти стопроцентно раскрывать рецидивные преступления подобного рода.

Госдума узаконила введение в стране государственной геномной регистрации – ДНК-анализ. И теперь началась работа по созданию федеральной базы данных ДНК, где будут храниться «генные» опознавательные данные осужденных и отбывающих наказание за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. В нее также войдут геномные «паспорта» маньяков, совершающих преступления на сексуальной почве.

Анна Рыбакова, начальник управления экспертиз биологических объектов и учетов Экспертно-криминалистического Центра МВД РФ:

– В связи с принятием 242-го закона мы, наконец, получили возможность ставить в базу данные ДНК определенной категории лиц, это и есть как раз люди осужденные, или отбывающие наказание за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. Круг этих людей ограничен этой категорией преступлений. Это много людей на самом деле, около 400 тысяч.

Каждый человек имеет свою уникальную структуру длины фрагментов ДНК, ее хранит любая клетка, кровь, пот, моча, волосы, перхоть,  в отпечатках пальцев также есть индивидуальный клеточный материал. ДНК анализ позволяет 100-процентно определять отцовство ребенка. Создание базы данных ДНК преступников будет крупным прорывом в сфере криминалистики. Но пока в этом вопросе есть свои межведомственные сложности.

Мы же не одни участвуем в реализации закона, я имею в виду не одни из МВД, у нас здесь ФСИН присутствует – Федеральная служба исполнения наказаний. Это можно сделать только при условии, если их нам будут присылать, мы же не сами пойдем в учреждения ФСИНа, чтобы отобрать образцы крови. У нас с ФСИНом должен быть создан нормативный документ. Пока его еще нет.

Наличие ДНК данных преступника в базе остановит преступника на свободе от рецидива.

Выйдя на свободу, эти люди, ну, во-первых, они будут помнить, что помещены в базу данных, они это знают, будут знать. Может быть, кого-то это и остановит все-таки. Это профилактика, с одной стороны. С другой стороны, кого-то это не остановит, он совершает преступление, и следы все-таки биологические остаются на месте происшествия обычно. Если следы найдены, если выделено ДНК и проверяется по базе, уже все, понятно, кому принадлежит след. Этот человек был на месте преступления.

Анна Рыбакова вспоминает необычный случай, когда при помощи ДНК анализа был найден сексуальный маньяк в Нижнем Новгороде, что эксперты обнаружили следы, была серия изнасилований и следы, одинаковые с мест преступления. Понятно, что серия, и принесли кровь подозреваемого и это эксперты, спасибо им, увидели: кровь как будто бы родственника, след не принадлежит этому человеку, которого представили для сравнения, но похоже, что родственник. И спросили у следователя, нет ли у него брата, оказалось, что есть брат родной. Принесли кровь брата – это он.

ДНК анализ бессилен только в одном случае – если под подозрением оказались однояйцевые близнецы, у них просто одинаковая ДНК. Новая база данных облегчит работу всех правоохранительных и следственных органов.

Портал «Вечная молодость» http://vechnayamolodost.ru
25.05.2011

Нашли опечатку? Выделите её и нажмите ctrl + enter Версия для печати

Статьи по теме