16 Февраля 2021

Генетиков полили грязью

Сибирские ученые: «Гена преступности не существует»

Диана Хомякова, «Наука в Сибири»

В СМИ распространилась информация о том, что в новосибирских школах с помощью генетического тестирования будут выявлять будущих преступников. На самом деле цели проекта, о котором шла речь, совершенно другие. Его авторы утверждают, что выводы о склонности к преступности нельзя делать на основании ни одного генетического анализа. Ситуацию прокомментировал научный консультант проекта, заведующий межинститутским сектором молекулярной эпидемиологии и эволюции человека ФИЦ «Институт цитологии и генетики СО РАН» доктор медицинских наук Владимир Николаевич Максимов.

По словам исследователей, проект программы «Психогенетика девиантного поведения подростков в условиях образовательных организаций» направлен прежде всего на совершенствование работы школьных психологов. Другая цель – получить ответ на вопрос: смогут ли знания о тех или иных генетических особенностях ребенка помочь скорректировать его поведение; оценить готовность, заинтересованность родителей, психологов, образовательных учреждений в использовании таких подходов.

Авторы проекта – муниципальное учреждение дополнительного профессионального образования Новосибирска «Городской центр образования и здоровья “Магистр”» и ООО «ВедаГенетика». Также в исследовании задействованы студенты Новосибирского государственного медицинского университета, обучающиеся по специальности «клиническая психология». Оно поддержано и утверждено к реализации Министерством образования и науки Новосибирской области. В качестве пилотного проекта программа реализуется в 2020–2021 годах на базе нескольких школ Новосибирска, на учениках 5–11 классов. Участие в ней – строго по желанию учеников и родителей. Стоимость проведения генетического исследования для участников проекта составляет 600 рублей за один ген. Работа психологов МКУ ДПО «ГЦОиЗ “Магистр”» осуществляется в рамках бюджетного финансирования.

«Имеются научные данные о том, что определенные генетические особенности могут немного влиять на адаптацию к социальным условиям, выбор профессии, темперамент. Однако, как всегда, разрыв между этими данными и практикой очень большой. Есть исследователи, которые работают с генами. Есть школьники, у которых имеются некоторые проблемы с социализацией, успеваемостью. Есть психологи, которые с ними работают, но не всегда успешно. Почему не попробовать привлечь сведения о генетике к решению имеющихся проблем? Этот проект – попытка применить научные знания на практике и в то же время своего рода эксперимент, ведь так еще никто никогда не делал. Конечная цель – увеличить эффективность работы психолога со школьником, учитывая такой параметр, как данные о генетических особенностях последнего в дополнение к данным, полученным с помощью психологических тестирований, собеседований», – рассказывает Владимир Максимов.

Для исследования были выбраны три самых изученных гена, взаимосвязанность которых с теми или иными особенностями личности уже многократно показана в мировых научных исследованиях. «Разумеется, это не какие-то “гены преступника”, а варианты нормы. Один ген или полиморфизм не может полностью определять поведение человека. Но на больших группах какие-то закономерности все-таки просматриваются, – рассказывает ученый. – Например, известно, что носительство определенного генотипа предрасполагает к синдрому дефицита внимания и гиперактивности. Каким образом делаются такие выводы? Этот генотип изучается в группе здоровых детей и в группе детей с указанными отклонениями. Предположим, оказывается, что в группе здоровых детей его носителем является только 10 %, а в группе с отклонениями – 25 %. Так ученые заключают, что у носителей этого генотипа в 2–2,5 раза выше вероятность развития гиперактивности и СДВ. Однако речь идет только о вероятности, ведь у 10 % детей из первой группы ничего такого не наблюдалось». 

К тому же многое зависит от того, в какую сторону будет направлен имеющийся потенциал. Так, определенные генотипы часто встречаются у детей с асоциальным поведением, но, с другой стороны, они же преобладают у успешных спортсменов, военных. «Генетическая особенность сама по себе ничего не решает. В том-то и преимущество этого проекта, что психолог знает ребенка и с других сторон. Информация о генетических особенностях – всего лишь дополнительный инструмент в его арсенале. Ими могут объясняться некоторые поведенческие трудности. Возможно, опираясь на эти знания, можно будет лучше подобрать методики работы с конкретным ребенком», – говорит Владимир Максимов.

Насколько эффективным окажется проект, будет видно со временем. По словам ученого, основной этап работы должен был завершиться еще в прошлом году, но его реализации помешала пандемия. Первые конкретные результаты планируется получить не ранее начала следующего учебного года.

P.S.: В СМИ упоминалось, что в этом проекте задействован также Институт химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН. Однако в институте отметили, что ИХБФМ СО РАН в указанном проекте не участвует.

Портал «Вечная молодость» http://vechnayamolodost.ru


Нашли опечатку? Выделите её и нажмите ctrl + enter Версия для печати

Статьи по теме