24 Сентября 2019

Окситоцин – причина эротомании?

Компульсивное расстройство сексуального поведения, или гиперсексуальность, характеризуется навязчивыми сексуальными мыслями и импульсивным сексуальным поведением.

Оно оказывает существенное негативное влияние на качество жизни человека, но все еще продолжаются споры о том, квалифицировать ли его как заболевание. Так, Американская психиатрическая ассоциация не признает его «расстройством».

Точных данных о количестве людей в мире с симптомами компульсивного расстройства сексуального поведения нет, по некоторым оценкам примерная распространенность составляет 3–6%.

Имеет ли компульсивное расстройство сексуального поведения в основе какие-либо биологические факторы, и если да, то какие?

Исследователи попытались найти ответ на этот вопрос. Международная группа ученых из Университета Упсалы, Университета Умео и Стокгольмского Каролинского института в Швеции, а также из Цюрихского университета в Швейцарии и Первого Московского государственного медицинского университета им. Сеченова в России в своем исследовании решила сосредоточиться на возможной роли эпигенетических механизмов, которые способны влиять на экспрессию генов.

Исследование обнаружило специфические различия ДНК

Известно, что все большее число исследований предполагает значительную роль эпигенетических изменений в регуляции сексуального поведения и функционировании головного мозга.

Группа исследователей планировала оценить изменения эпигенетических регуляторных механизмов при гиперсексуальном расстройстве, чтобы сравнить их с изменениями при других заболеваниях.

Для этого в исследование включили 60 участников (как мужчин, так и женщин), которые имели признаки компульсивного расстройства сексуального поведения, и 33 здоровых добровольцев.

Исследователи собрали образцы крови у всех участников и оценили закономерности метилирования ДНК – эпигенетического механизма, который играет ключевую роль в регуляции генов.

Если точнее, исследователи оценили 8 852 участков метилирования ДНК и микроРНК (некодирующих молекул), с которыми они были связаны. Цель этой кропотливой работы заключалась в поиске специфичных для участников с компульсивным расстройством сексуального поведения эпигенетических модификаций.

Были обнаружены две области ДНК с определенными модификациями, характерными только для людей с компульсивным расстройством сексуального поведения. Они были связаны с генами MIR708 и MIR4456, кодирующими одноименные молекулы микроРНК.

Одна из этих форм микроРНК, miRNA4456, регулирует экспрессию генов, ответственных за уровень окситоцина, который участвует в сексуальном поведении и привязанности к партнеру.

Поскольку у людей с компульсивным сексуальным поведением ген MIR4456 поражен, возможно, у них вырабатывается чрезмерное количество окситоцина, приводящее нежелательным эффектам. Однако исследователи подчеркивают, что пока это только неподтвержденная гипотеза.

Необходимы дальнейшие исследования, чтобы изучить роль miRNA4456 и окситоцина в гиперсексуальном расстройстве, но полученные результаты показывают, что изучение эффективности сочетания лекарственного лечения и психотерапии для снижения активности окситоцина имеет смысл.

Возможная роль механизмов регуляции генов

В дополнение к этому, исследователи сравнили взятые в рамках исследования образцы крови с образцами, полученными у когорты из 107 человек, 24 из которых страдали алкогольной зависимостью.

С помощью этого анализа исследователи намеревались выяснить, существуют ли какие-либо общие закономерности эпигенетических профилей при компульсивном расстройстве сексуального поведения и при алкогольной зависимости.

Это сравнение показало, что и у лиц с алкогольной зависимостью, и у лиц с компульсивным расстройством сексуального поведения было недостаточное метилирование в одном и том же участке ДНК. Исследователи полагают, что это может быть связано с наличием подобных алкоголизму симптомов у людей, которые испытывают постоянные сексуальные импульсы.

Данное исследование является первым, в котором выявлены нерегулируемые эпигенетические механизмы как метилирования ДНК, так и активности микроРНК, а также влияние окситоцина в мозге пациентов, желающих избавиться от гиперсексуальности.

Авторы, тем не менее, отмечают, что их исследование имеет некоторые ограничения, включая тот факт, что среднее различие метилирования ДНК при компульсивном расстройстве сексуального поведения и без него составляет приблизительно 2,6%.

Это может означать, что влияние данного фактора не настолько значимо, чтобы менять поведение людей.

Тем не менее, в настоящее время появляется все больше литературы с информацией о конкретных генах, незначительные изменения метилирования в которых (1–5%) приводит к масштабным изменениям, особенно при сочетании многофакторных условий, например, при депрессии или шизофрении.

Таким образом, дальнейшие исследования должны опираться на полученные в ходе данной работы результаты.

Статья A. E. Boström et al. Hypermethylation-associated downregulation of microRNA-4456 in hypersexual disorder with putative influence on oxytocin signalling: A DNA methylation analysis of miRNA genes опубликована в журнале Epigenetics.

Аминат Аджиева, портал «Вечная молодость» http://vechnayamolodost.ru по материалам Medical News Today: What is the mechanism behind compulsive sexual behavior?

Нашли опечатку? Выделите её и нажмите ctrl + enter Версия для печати

Статьи по теме