28 Марта 2011

Народу не нужны нездоровые инновации

Инновации по-российски: аутотренинг вместо устранения системных ошибок
Г.А.Яшина, «Капитал страны»

Тема инноваций стала модным трендом, ее всестороннему обсуждению посвящается множество форумов и конференций. О проблемах развития инновационного сектора в России и привлечения финансирования в инновационные компании говорили и участники конференции «Технологические биржи России и Запада: как привлечь инвестиции в российские инновации?

Биржа – надежный путь к инвесторам

Площадкой, на которой встречаются инвестиционный спрос и инвестиционные предложения, является биржа. Вице-президент ММВБ Геннадий Марголит рассказал об опыте размещения на бирже акций инновационных компаний. Он честно отметил, что высокотехнологичный сектор представлен на ММВБ пока весьма скромно, и это вполне понятно, поскольку состояние фондовых рынков является зеркальным отражением состояния экономики – в российской экономике пока преобладают сырьевые отрасли.

Тем не менее, Рынок инноваций и инвестиций ММВБ, – сегмент биржи, специально созданный для инноватики – имеет большой потенциал. В одной только Москве насчитывается порядка 1500 инновационных компаний. Ожидается, что в течение ближайших 3-5 лет на ММВБ будут представлены порядка 100-150 компаний.

Выход на биржу связан со значительными издержками, признал вице-президент ММВБ, и фактор затрат оказывается особенно критичен для небольших компаний. Объем затрат обратно пропорционален размеру сделок. ММВБ является более доступной для российских компаний, чем зарубежные площадки: выход на нее обходится для небольших компаний, как минимум, в полтора раза дешевле, чем выход на Лондонскую биржу, уточнил Геннадий Марголит. Выступавший позже генеральный директор ОАО «Институт Стволовых Клеток Человека» Артур Исаев отметил, что затраты компаний по выходу на биржу не всегда имеют финансовое выражение. В частности, для его компании выход на биржу был связан, скорее со значительной организационной перестройкой.

Важное преимущество ММВБ перед зарубежными площадками – российские розничные инвесторы, которые уже сегодня покупают акции высокотехнологичных компаний. Но пока это компании относительно небольшие. Крупные высокотехнологичные компании, с именем, хорошо известным широким слоям наиболее активной части населения, могут рассчитывать на гораздо более широкий круг инвесторов, особенно если сделают ставку на биржевые, «высокотехнологичные» размещения, в том числе через интернет.

Биржа служит своеобразным фильтром, позволяющим выделить компании, интересные для инвесторов. Шансы заинтересовать инвестора имеет только открытая, прозрачная компания. ММВБ затрачивает немало усилий именно на то, чтобы добиться открытости российских компаний, внедрения стандартов корпоративного управления. Именно поэтому выдвигаются дополнительные требования к инновационным компаниям по раскрытию информации, используется институт дополнительных посредников – листинговых агентов.

Особое внимание ММВБ уделяет молодым компаниям, в том числе и на стадии start up. Существует отдельный, вынесенный сегмент – информационный борд – помогающий им встретиться с венчурными инвесторами и подготовиться к публичной жизни.

Разместить свои активы на ММВБ могут и российские компании, зарегистрированные в зарубежной юрисдикции, для этого существуют специальные инструменты.

Биржа как драйвер для Hi-Tec компаний

Выход на публичный рынок – один из самых мощных драйверов развития инновационного направления, считает глава ОАО «ИСКЧ» Артур Исаев. Он позволяет не только привлечь финансовые средства для роста компании, но и открывает множество новых возможностей – в первую очередь, по коммуникациям. У компании возникают отношения с большим количеством самых разных групп: инвесторами, партнерами, клиентами и т.д. Немаловажно также и воодушевление работников компании, возникающее после обретения ей нового статуса. Все это с лихвой компенсирует финансовые и трудовые затраты компании, связанные с выходом на биржу.

В России существует потенциально широкий рынок для внедрения инноваций, который может дать достаточно большой и устойчивый рост капитализации Hi-Tec компаний в долгосрочной перспективе. Помимо этого, публичность – это один из инструментов повышения эффективности компании.

Мировой рынок высоких технологий

Генеральный директор Интерфакс Бизнес Сервис Станислав Мартюшев представил сравнение ликвидности и инвесторской базы различных биржевых площадок и анализ деятельности инвесторов на мировом рынке высоких технологий. Предметом исследования стала деятельность 9,2 тыс. компаний «новой экономики». Они относятся к трем ключевым сегментам: информационные технологии (6,2 тыс. компаний), здравоохранение (2,5 тыс. компаний), телекоммуникационный сектор (ок. 300 компаний). Ряд сегментов «новой экономики» по объему вложенных средств уже превышают сегменты экономики традиционной. Безусловным лидером – и по объему инвестиций и по количеству инвесторов – является сегмент, связанный с аппаратным обеспечением. Вторым по величине является сегмент фармкомпаний.

Сегменты «новой экономики» предлагают инвесторам гораздо больший выбор молодых и высокорастущих компаний. Инвесторы заинтересованы в том, чтобы вкладываться в более молодые и динамично развивающиеся компании. По объему средств, вложенных в «новую экономику», лидирует США, их догоняет Большой Китай. Россия по этому показателю занимает 31 место.

Структура инвесторской базы очень неоднородна. 35% инвестфондов работают со всеми типами Hi-Tec компаний, причем 7% работают абсолютно со всеми секторами. Есть и инвесторы, которые вкладываются только в одну сферу.

Для российской биржевой практики крайне необходимо создать сегмент индексного инвестирования. Необходимо создавать условия для того, чтобы у компаний Hi-Tec были не только индексы сводные, но и индексы в отдельных секторах: отдельно по биотехнологиям, отдельно по компьютерным технологиям и т.д. – с тем, чтобы доля индексных инвесторов в структуре акционерной базы компании возрастала. В западной практике эта доля составляет порядка 20%. – т.е., если нет индексного сегмента инвестирования, эмитент лишается пятой части своей акционерной базы. Индексное инвестирование – это важный инструмент привлечения внимания аналитиков и инвесторов, подтвердил Артур Исаев.

Какие инновации нам нужны и зачем?

Инновации необходимы для повышения производительности труда – без этого экономика не может быть конкурентоспособной, отметил Управляющий директор московского офиса McKinsey&Company Ермолай Солженицын. Главным критерием при оценке той или иной инновации должно служить именно то, насколько она повысит конкурентоспособность нашей экономики.

Страны с большим уровнем ВВП на душу населения тратят большую долю ВВП на НИОКР. Когда ты впереди, для поддержания конкурентоспособности тебе надо больше вкладывать в НИОК, а когда ты на более низких стадиях, можно, в принципе, перенимать существующие в других странах технологии. Если Россия находится в группе БРИК, то и наша конкурентоспособность оговаривается степенью нашего развития. Инновации для Китая, Индии, Бразилии и России могут достигаться не только за счет собственных разработок, но и за счет грамотного копирования того, что есть в мире. Если мы можем значительно улучшить качество жизни населения за счет копирования технологий, то почему бы нам и не учиться у китайцев.

Пока у России низкий уровень (абсолютный и относительный) и темпы роста экспорта высокотехнологичных товаров. В развитых странах доля высокотехнологичной продукции в общем объеме экспорта составляет порядка 20%, в Индии и Бразилии – 17-15%, в России – 4% (по данным 2009г.). В абсолютном отношении Индия и Бразилия экспортируют высокотехнологичной продукции примерно в 2 раза больше, чем Россия.

По мнению McKinsey&Company, для нас первостепенной задачей является повышение труда в традиционных отраслях – в том числе за счет приобретения чужих инноваций. Их внедрение – это тоже инновация. Соотношение лицензированных и собственных технологий – инновационный потенциал – является одним из основных факторов роста благосостояния. Он тесно связан с валовым национальным доходом (ВНД) на душу населения. По этому показателю нельзя перескочить через десятилетия на масштабном отрезке экономики.

Высокий уровень развития инноваций способствует росту ВВП. В США рост ВВП на 50% обусловлен уровнем развития инноваций – или быстрым внедрением передовой практики, или совершенно новыми технологиями. Они обеспечивают рост производительности труда и ВВП примерно на 2% в год. В России с 1998 по 2007 г. экономика росла очень быстрыми темпами (7,4% в год). Но этот рост происходил за счет факторов, которые к 2007 г. уже себя исчерпали: главным образом, за счет загрузки уже имеющихся мощностей. Поэтому сегодня именно инновации служат для нас ключом к возможности роста.

Однако необходимо решить, где именно мы хотим расти: в новых сегментах, пока не присутствующих в нашей экономике, или там, где у нас распределена рабочая сила. В первую очередь инновации стоит разрабатывать и внедрять в тех отраслях, которые у нас уже есть. Там есть огромный потенциал для этого.

Стоит определить также и какие инновационные центры нам нужны. Мы хотим быстро расти и специализироваться в какой-то одной сфере или расти медленнее, но диверсифицироваться, развивать несколько сфер и за счет этого увеличивать масштабность? России логично обратить внимание на т.н. «атакующий» тип инновационных центров – некую «экосистему» с быстрым ростом на основе новых игроков в новых секторах. В Китае и Индии примерами таких центров чаще всего служат иностранные компании с подразделениями НИОКР. Из опыта азиатских, стран такие «атакующие» центры успешно развиваются как специализированные.

При выборе сегмента специализации стоит руководствоваться, прежде всего внутренним спросом. В России таким сегментом, например, может стать строительство, сельское хозяйство. Очень многие российские инновации никто на Западе не купит, пока они себя коммерчески не зарекомендовали в России. Это касается, например, российского авиапрома: никто не купит российский самолет, пока он коммерчески не зарекомендует себя в течение 3-4 лет на домашнем рынке производителя.

Что нужно для создания хорошего инновационного климата

Согласно докладу Ермолая Солженицына, для этого необходимы пять элементов. О существовании их известно с начала 1990-х, напомнил он.

• Инфраструктура. Высокое качество и продуманная структура систем общего пользования (телекоммуникаций, транспорта, коммунальной инфраструктуры).
• Доступность капитала. Финансирование государственного и частного сектора. Венчурный капитал и рынки капитала.
• Экономические условия. Эффективность бизнес-процессов, связей и законодательства. Законодательство и регулирование в сфере бизнеса. Законодательство в сфере интеллектуальной собственности. Развитие кластеров.
• Кадровый резерв. Высокое качество кадровой базы, наличие квалифицированных специалистов. Эффективная система образования. Привлекательные условия и законодательство, благоприятствующее иммиграции квалифицированных кадров.
• Внутренний спрос. Грамотность потребителей. Добросовестность участников рынка. Эффективность закупок.

Россия обладает огромным кадровым резервом, но его использование ограничено недостатком капитала и сложными условиями ведения бизнеса. Возникает вопрос: можно ли все эти вышеперечисленные условия обеспечить в отдельно взятом районе и насколько это поможет само по себе тиражировать инновации и генерировать их в других сегментах?

Законодательная поддержка инноваций

В этой сфере не все обстоит хорошо, признала зам. председателя комитета Госдумы по финансовому рынку Лиана Пепеляева. Однако в последнее время предпринят ряд шагов для улучшения ситуации. В частности, речь идет о регулировании биржевой деятельности. В конце января было принято регулирование по клиринговой деятельности. Была принципиально изменена система банкротства. Вступил в силу закон по инсайдерской деятельности. Кроме того, ведется большая работа по национальной платежной системе и по различным направлениям, касающимся создания финансового центра в России. К сожалению, улучшение законодательства происходит медленнее, чем хотелось бы. Даже подготовка актов под уже действующий закон занимает очень много времени. Например, в Минэкономразвития все еще готовится акт по субсидированию инновационных компаний при выходе на биржу. После успешного размещения компании на бирже половина затраченных на это средств будет возвращена ей из госбюджета. Ожидалось, что этот акт будет принят еще в конце января.

Главные условия возникновения и развития инновационных компаний

Должна возникнуть необходимость в этом, – считает Ермолай Солженицын. – Это и конкуренция, и отсутствие других каналов решения своих вопросов.

Инновации – это не только институты и пять вышеперечисленных факторов, – убежден Михаил Абызов, председатель совета директоров ООО «RU-COM». Инновации — это состояние общества и настроения, которые с ними связаны. Необходима кропотливая и очень долгосрочная работа по созданию среды обитания для предпринимателей, имеющих равные условия. Основную роль при этом играет качество государственного администрирования. Нужны «умные» деньги и долгосрочная логика инвестирования. Надо концентрироваться на внутреннем спросе и «срывать низко висящие плоды». Необходима культура серийного предпринимательства. Важно также воспитать в обществе толерантность к ошибкам, чтобы страх перед неудачами был не так велик и не пропадало желание начинать новое дело . При этом каждый должен делать свою работу: государство – создавать общий климат, частный сектор – экосистему.

Президент ММВБ Рубен Аганбегян заявил о том, что очень важно чтобы инновации в России стали интересны широким слоям населения. Так, например, в Америке граждане переживают за судьбу инновационных компаний, так как являются их акционерами.

Необходима целостная стратегия инновационного развития страны, подытожил Анатолий Чубайс. – Проект этой стратегии разрабатывает Минэкономразвития.

Что мешает успешному развитию инновационных компаний

Для развития инноваций необходимо выявить и устранить системные проблемы, которые мешают создать нормальную, прозрачную экономику со свободной конкуренцией, считает президент “IBS Group Holding” Анатолий Карачинский. Инновационные компании у нас всегда были. Самые успешные из них появились еще до инновационного бума. Очень важно понять, почему их так мало, почему большинство из них не выжило или переехало, чтобы выжить, в другие страны. В государстве никто не отвечает за описание системных проблем и поиск путей их решения. Мы сами не верим в развитие российских инноваций – не случайно институты развития, как, например, РВК инвестируют огромные средства в западные start up'ы.

Одной из ключевых проблем является неравный доступ к ресурсам, считает глава “IBS Group Holding”. Кампании на одном и том же рынке работают в разных условиях: одни платят налоги, другие – нет, одни имеют доступ к финансированию, другие – нет, одни имеют доступ к административным ресурсам, другие – не имеют. Об этой проблеме консалтинговая компания “McKinsey&Company” упоминала еще в 1999 г. в комплексном исследовании по конкурентоспособности российской экономики. С тех пор эта проблема никуда не исчезла. Между тем, конкуренция возможна лишь там, где у всех равные условия. Лишь тогда инновации имеют смысл.

Председатель совета директоров группы RU-COM Михаил Абызов считает большим минусом засилье бюрократии в российских институтах развития и вытекающую из этого искаженную логику инвестиций: с одной стороны, боязнь рискованных вложений, с другой – легкость инвестиций в неподконтрольные проекты. Госкомпании должны конкурировать с частными предпринимателями за получение государственного капитала – это сильно повышает ответственность и эффективность инвестиций.

Генеральный директор Роснано Анатолий Чубайс признал, что в России инновациям препятствует налоговый кодекс, корпоративное законодательство, техническое и экологическое регулирование, отсутствие конкуренции, коррупция и еще множество факторов. Правда, несмотря на это, в стране уже возникли десятки и сотни конкурентоспособных инновационных компаний, чья продукция, в том числе, и экспортируется за границу.

Артур Исаев отметил несколько проблем не столь глобального характера:

• сложность оценки инновационных компаний: нет аналитиков и инвесторов, которые были достаточно компетентны;
• нехватка венчурных проектов (в сфере биотехнологий их практически нет).
• недостаточный доступ к информационной базе. Надо организовать диалог между инвесторами, акционерами и аналитиками.

Аутотренинг не решит всех проблем

Конечно, рапорты об успехах нужны – они вселяют надежду и поддерживают бодрость духа. Однако проблемы, которые мешают российским компаниям, никуда при этом не исчезают. Определить и устранить их гораздо сложнее, чем давать некие общие рекомендации по созданию благоприятных условий. И значительного движения по этому трудному и тернистому пути пока не заметно. Конференция в Digital October стала очередным тому подтверждением.

Интересно, что в последнее время в разговорах и дискуссиях об инновациях все реже упоминается развитие науки. А ведь, казалось бы, именно ученые должны генерировать инновационные идеи. Создается впечатление, что инновационное развитие России сворачивает на более дешевый путь копирования чужих достижений – как советует McKinsey&Company. Возможно, это и повысит наше благосостояние, но вряд ли радикально улучшит конкурентоспособность экономики.

Портал «Вечная молодость» http://vechnayamolodost.ru
28.03.2011

Нашли опечатку? Выделите её и нажмите ctrl + enter Версия для печати

Статьи по теме