07 Июля 2011

Туманный инноград

Изумрудный город Сколково
Борислав Фридрих, «Энергетика и промышленность России» № 12-2011

Российская «кремниевая долина» – инновационный центр «Сколково» – начала свою работу. Прошла первая научная конференция, выступили ученые и бизнесмены, которые непосредственно будут развивать и внедрять идеи, рождаемые в этом наукограде. Однако что все-таки представляет собой «Сколково», как этот центр будет работать и чего от него ждать, так и осталось непонятным.

Дьявол в деталях

Официальные лица как мантру произносят слова «инновации» и «нанотехнологии». Эти термины уже набили оскомину, ведь как не включишь отечественные новости, так обязательно будет репортаж об очередных инновациях и новых прорывах в области нанотехнологий.

Но конкретные вещи: кто будет работать в «Сколкове», над чем они будут работать и как будут внедряться в производство новые технологии, до сих пор окутано туманом. (А ведь, как заявлялось при создании города инноваций, именно немедленная коммерциализация всех разработок – одна из главных задач!) И начинает складываться впечатление, что объяснений и не последует.

И это при том, что руководством нашей страны декларируется полнейшая информационная открытость «Сколкова». Так, президент Медведев в одном из своих выступлений заявил, что «Сколково» – это не какой-то междусобойчик, но публичный проект.

– Поэтому граждане должны быть полностью в курсе того, что готовится, каким образом финансируются эти программы, информация должна быть абсолютно открытой и публичной. Также критически важным является продвижение информации о «Сколкове» за границей, где осведомленность о проекте недостаточна, – отметил он.

Похожие мысли высказывает и помощник главы государства Аркадий Дворкович. Отвечая на вопросы про «Сколково», он обратил внимание на то, что деятельность наукограда нужно сделать более открытой и наладить взаимодействие со всеми, кто хочет сотрудничать со «Сколковом»:

– Есть два момента, по которым нужно сделать больше, – это публичность работы, бóльшая доступность информации о деятельности «Сколкова» для всех, кто в этом заинтересован, в первую очередь в России, но также и за рубежом. И второе – это нахождение удобных форм работы для всех тех, кто заинтересован в сотрудничестве со «Сколковом».

Однако как раз открытости и нет, общественность не знает о конкретных проектах, которые реализуются в инновационном центре. Нам не рассказывают, например, о том, что вот-вот будут внедрены новые решения в области энергоэффективности. Так, может быть, этих проектов и новых открытий просто нет?

Хоть какая-то конкретика прозвучала только из уст первого зама главы президентской администрации Владислава Суркова, который весной прошлого года заявил, что собственно строительство центра технологий в «Сколкове» займет три-семь лет, а научная среда там может сформироваться за десять-пятнадцать лет. Однако эти осторожные оценки потонули в хоре восторгов по поводу создания отечественного инновационного центра, который, безусловно, в ближайшем будущем должен будет и перегонит американскую «кремниевую долину».

А ведь даже нобелевский лауреат Жорес Алферов, сопредседатель консультативного научного совета фонда «Сколково», заявил, что понять, состоялся ли центр «Сколково» или нет, можно будет не раньше, чем через два года, а до этого центру еще надо пройти длинный путь становления, на котором – масса опасностей.

В частности, «Сколково» может стать банальным PR-проектом или даже хуже того – «Сколково» может стать территорией льготного налогообложения, куда будут стремиться компании, ничего инновационного не производящие.

К сожалению, подобный вариант очень возможен… Ведь не зря президент фонда «Сколково» Виктор Вексельберг заявил о необходимости разработки в Сколкове особого правового режима, а глава Министерства экономического развития Эльвира Набиуллина заметила, что для «Сколкова» будут предусмотрены налоговые и таможенные льготы.

Прогнозируемый провал?

Вызывает недоумение и сама структура центра. Предлагаемый центр должен одновременно заниматься исследованиями по всем пяти приоритетным направлениям модернизации: это энергетика, информационные технологии, телекоммуникации, биомедицинские технологии, ядерные технологии. Существует мнение, что эти направления не должны осуществляться вместе на сравнительно небольшом участке земли по причине того, что все они неодинаковы и требуют совершенно разных средств, технологических и инфраструктурных затрат, уровня контроля и безопасности.

Что касается земли, то сам выбор места под инновационный центр удивляет. Во-первых, Сколково расположено на западе от Москвы, в одном из самых дорогих районов, в 5-7 километрах от Барвихи. По разным оценкам, стоимость гектара земли в этом районе составляет в зависимости от расположения от 1,5 миллионов долларов США и выше. Соответственно, тут высоки цены на недвижимость, строительство, товары и услуги. В той же калифорнийской Кремниевой долине, которой мы так стремимся подражать, стоимость аренды офисных и производственных площадей сравнительно невелика, любая молодая компания может открыть себе офис.

Кроме того, площадь американской долины – около 400 тысяч гектаров, тогда как «Сколкова» – всего лишь 375 гектаров.

Кстати, летом прошлого года, видимо, осознав, что земли не будет хватать, фонд «Сколково» обратился к первому вице-премьеру Игорю Шувалову с просьбой добавить еще 103 гектара. А правительственная комиссия по развитию жилищного строительства и вовсе определила, что проекту требуется уже 600 гектаров, так что надо приобретать дополнительные участки земли.

Отмечу один любопытный факт: земли вокруг «Сколково», те самые, которые рано или поздно будут покупаться за счет федерального бюджета, принадлежат Роману Абрамовичу, что наводит на определенные подозрения по поводу объективности при выборе места для иннограда.

Кроме того, критики отмечают, что сколковская конфигурация не согласуется с международным опытом, который власти обещали заимствовать: ученых в совете фонда практически нет – они выведены в отдельный «Консультативный научный совет», причем председатели этого совета – Жорес Алферов и Роджер Корнберг – в основной совет не входят. Из этого многие западные эксперты делают вывод, что гармоничной кооперации фундаментальной академической науки и прикладных R&D (research and development – проектно-конструкторская работа) не планируется и тот же Алферов нужен для авторитетного покрытия «показухи».

В самом деле, государство, не выработав объективных критериев успеха или провала проекта, приступило к планированию экономического и правового режима территории. А ведь отсутствие публичных критериев или хотя бы контрольных показателей в проекте не позволяет оценивать степень его успешности и выводит проект из-под общественного контроля.

Не случайно профессор Государственного экономического университета Чехии Ян Кэмпбелл, когда журналисты спросили его про «Сколково», заметил, что у центра нет будущего, во всяком случае такого, как рисуют его создатели:

– Оно будет иметь успех как бизнес-школа для детей элиты, где стоимость обучения составит около 50 тысяч евро в год, а годовой оклад профессора (разумеется, иностранного) – 300 тысяч долларов. Если же говорить о «Сколкове» как о парке инноваций, которые должны создаваться и применяться с помощью больших корпораций, прежде всего западных – Microsoft, Cisco, Intel, – то это заблуждение. Ни одна западная корпорация не будет делиться с Россией передовыми идеями. Что-то старенькое они будут подогревать, как кофе. Поэтому я и считаю, что Сколково – это временное модное явление. Но я очень надеюсь, что ошибаюсь! – заявил профессор.

Что ж, возможно, все критики «Сколкова» заблуждаются, и в скором времени Россию просто захлестнет волна инновационных решений. Однако пока «Сколково» больше похоже на Изумрудный город из книжки Александра Волкова.

Напомню, что правитель этого города, чтобы убедить жителей, что город действительно весь из изумрудов, заставил всех ходить в зеленых очках. Вот только где достать такие инновационные очки, чтобы поверить в «Сколково»?

СПРАВКА
Инновационный центр «Сколково» – планируемый ультрасовременный научно-технологический комплекс по разработке и коммерциализации новых технологий. Комплекс должен быть построен на территории городского поселения Новоивановское вблизи деревни Сколково, в восточной части Одинцовского района Московской области.
12 ноября 2009 года в ежегодном послании президента России Федеральному собранию впервые было сказано о создании современного технологического центра по примеру американской Кремниевой (Силиконовой) долины и других подобных зарубежных центров (они существуют во Франции, Индии, Малайзии и др.). 14 декабря 2010 года строительству инновационного центра «Сколково» был дан старт.
Инновационный центр разделен на несколько кластеров, которые должен будет обслуживать технопарк. Деятельность технопарка в рамках проекта «Сколково» обусловлена одной главной целью – оказать компаниям-участницам проекта «Сколково» всю необходимую поддержку для того, чтобы они могли успешно развивать свои технологические активы и корпоративную структуру. Технопарк реализует эту задачу, привлекая инфраструктуру, ресурсы и другие возможности проекта «Сколково» и его партнеров.
Кластер Биомед. Стратегической целью является создание экосистемы для поддержки и развития инноваций в области биомедицинских технологий. Приоритетные направления развития кластера: биомедицина, биоинформатика, биофармацевтика, промышленные биотехнологии.
Кластер Энерготех. Основная задача кластера состоит в создании среды для поддержки инновационных разработок в сферах, связанных с внедрением решений, нацеленных на сокращение энергопотребления объектами промышленности, ЖКХ и муниципальной инфраструктуры. 
Кластер ИТ. Деятельность кластера сосредоточена на развитии стратегических направлений информационных технологий, результатом чего должно стать создание в России модели эффективной экосистемы для развития и коммерциализации инноваций в секторе ИТ.
Кластер Космос. Развитие и коммерциализация отечественных космических технологий.
Кластер Ядертех. Приоритетные направления развития кластера ядерных технологий: технологии ядерной науки, радиационные технологии, технологии создания новых свойств материалов, технологии машиностроения, приборостроения и новой микроэлектроники, технологии проектирования, конструирования, моделирования и инжиниринга сложных технологических объектов и систем.

Портал «Вечная молодость» http://vechnayamolodost.ru
07.07.2011

Нашли опечатку? Выделите её и нажмите ctrl + enter Версия для печати

Статьи по теме