23 Января 2014

Возрастное замедление умственной деятельности – это миф?

Что происходит с познавательными способностями человека по мере его старения? Вместо подтверждения теории об их постепенно угасании ученые из университета Тюбингена, работающие под руководством доктора Михаэля Рамскара (Michael Ramscar), установили, что стандартные методы оценки, разработанные в начале 20 века, необъективны и предоставляют недостоверную информацию о реальном уровне познавательных способностей.

Авторы использовали так называемую технологию больших данных (от англ. Big Data), используемую для создания компьютерных моделей, симулирующих активность умственной деятельности человека при тестировании его познавательных способностей. Компьютеры «тренируют» так же, как человека, позволяя им читать определенное количество информации в день и узнавать по мере этого новые данные.

Когда компьютеру позволяли «читать» только фиксированное количество информации, результаты, получаемые им при тестировании на уровень познавательных способностей, соответствовали результатам взрослого молодого человека. Однако если тот же компьютер получал информацию, количество которой соответствовало получаемой человеком в течение жизни, он показывал результаты, соответствующие результатам пожилого человека. Часто в таких случаях выполнение заданий занимало больше времени, но это происходило не из-за уменьшения способности компьютера к обработке данных, а было обусловлено увеличением базы данных компьютера и, соответственно, бОльшим количеством требующей обработки информации.

Традиционно считается, что пожилые люди испытывают затруднения с подбором нужного слова из-за того, что способность к запоминанию слов с возрастом ухудшается. Однако полученные авторами данные ставят это предположение под сомнение. Для пояснения Рамскар приводит следующий пример: «Допустим, человек знает даты рождения двух людей и может практически безошибочно называть их. Станете ли вы утверждать, что его память лучше, чем память человека, знающего даты рождения 2 000 людей, но способного назвать правильную дату только в 9 случаях из 10»? Исследователи, по крайней мере, с вычислительной точки зрения, продемонстрировали, что ответ на этот вопрос – «нет».

Полученные ими результаты свидетельствуют о том, что проявляющиеся с возрастом изменения результатов тестирования познавательных способностей, ранее считавшиеся свидетельством угасания умственной деятельности, в действительности демонстрируют использование большего количества информации для поиска ответов.

В качестве примера возьмем традиционный тест на обучение через парные ассоциации. Он заключается в том, что человек должен научиться ассоциировать в памяти пары слов, например «вверх-вниз» или «галстук-крекер». Использование технологии Big Data для оценки частоты встречаемости пар слов в английском языке показало, что молодые взрослые легче заучивают пары слов типа «вверх-вниз», так как эти слова, в отличие от пар слов типа «галстук-крекер», часто встречаются в непосредственной близости друг от друга. В то же время они реже, чем пожилые люди, осознают, какие пары слов обычно используются вместе, а какие нет.

В настоящее время на нашей планете живет рекордно большое количество пожилых людей. Убеждение, согласно которому познавательные способности с возрастом неизбежно ухудшаются, часто означает, что эти люди рассматриваются как бесполезная нагрузка для общества. Однако, как показали немецкие исследователи, невозможно утверждать, что способность мозга к обработке информации снижается, если неизвестно количество обрабатываемой информации. Ни один из тестов, использованных авторами для оценки количества этой информации, не выявил признаков снижения «пропускной способности» мозга. На основании этого они пришли к выводу, что для выполнения подобных заданий пожилым людям просто требуется больше времени, так как их мозгу приходится искать ответ в огромных хранилищах накопленной с годами информации.

Статья Michael Ramscar et al. The Myth of Cognitive Decline: Non-Linear Dynamics of Lifelong Learning опубликована в журнале Topics in Cognitive Science.

Евгения Рябцева
Портал «Вечная молодость» http://vechnayamolodost.ru по материалам Wiley:
Rethinking Aging: Older Brains Slower Due to Greater Experience, Rather than Cognitive Decline.

23.01.2014

Нашли опечатку? Выделите её и нажмите ctrl + enter Версия для печати

Статьи по теме