11 Февраля 2014

Допинг от РАН в журнале Science

РАН не прошла допинг-контроль
Журнал Science ошибся, обвинив российских ученых в создании нового допинга

Надежда Маркина, Николай Подорванюк, «Газета.Ru»

Обратив внимание на публикацию в журнале Science, в которой говорилось о том, как немецкие журналисты получили новый российский допинг от ученого из РАН, «Газета.Ru» попыталась разобраться в ситуации и пришла к выводу, что допинг, о котором идет речь, является не новым и не российским.

В день открытия Олимпийских игр в Сочи  на сайте журнала Science в рубрике ScienceInsider появилась заметка под названием «Новое допинг-вещество может использоваться в Сочи» (New Doping Substance May Be Circulating in Sochi). В материале рассказывалось о расследовании, которое провели журналисты WDR (немецкая телерадиокомпания земли Северный Рейн – Вестфалия, центральный офис расположен в Кельне): некий неназванный ученый из Российской академии наук в Москве предложил им за €100 тыс. 100 мг биологически активного вещества под названием «полноразмерный MGF» (full-size MGF), которое может использоваться в качестве допинга.

Ни в материале Science, ни в оригинальном пресс-релизе WDR (WDR Research Questions Russia's Doping Campaign) не уточнялось, заплатили ли журналисты российскому ученому, но образец этого вещества у них появился, и они выдали его на анализ специалисту по антидопинговому контролю Марио Тевису из Немецкого спортивного университета в Кельне. Он определил его как MGF – механический фактор роста, белок, который является вариантом IGF-1 – инсулиноподобного фактора роста. Биологическое действие этого вещества заключается в усиленном росте мышечной ткани, активации мышечных стволовых клеток, восстановлении мышечной ткани после повреждений.

Как объяснил Марио Тевис журналистам ScienceInsider, белок MGF кодируется тем же геном IGF-1, что и инсулиноподобный фактор роста, но в процессе сплайсинга MGF – вырезания лишних кусков из матричной РНК – образуется другой вариант – изоформа 4. Ее образование усиливается, когда мышечная ткань испытывает стресс.

По его словам, на теневом рынке биодобавок выпускаются препараты под названием MGF, которые используют для наращивания мышечной массы. Но отличие состоит в том, что в этих банках содержится короткий пептид (из небольшого количества аминокислот), который является лишь концом полной белковой молекулы. Последние исследования показали, что биологическая активность короткого MGF невелика в отличие от полноразмерного MGF. Именно полноразмерный MGF содержится в образце, полученном немецкими журналистами.

По словам Марио Тевиса, полноразмерный MGF нельзя обнаружить в организме методами иммунохимии или масс-спектрометрии, которые используются при допинг-контроле.

Он утверждает, что в настоящее время отсутствуют клинические исследования этого вещества и долговременные последствия его приема непредсказуемы. Так что MGF является потенциально опасным.

WADA сначала боится, потом довольно

Журналисты WDR привели слова генерального директора Всемирного антидопингового агентства (WADA) Дэвида Хоумена, который назвал рассказанную ему историю криминалом. «Я шокирован тем, что ученые могут предлагать вещество, которое никогда не исследовалось на людях. Спортсмены в этом случае выступают в роли подопытных животных», – сказал он. Хоумен, впрочем, не рассчитывает, что Олимпийские игры в Сочи будут свободны от допинга. Он не сомневается, что многие спортсмены будут принимать запрещенные вещества, надеясь, что не будут обнаружены.

Интересно, что эти заявления Хоумен сделал не позже 2 февраля (этим числом датирован материал WDR), а уже 5 февраля на пресс-конференции в Сочи чиновник WADA заявил, что агентство довольно российской антидопинговой программой. И подобное заявление было сделано спустя несколько дней после того, как стало  известно о положительной пробе на допинг одной из сильнейших российских биатлонисток Ирины Старых, которая вынуждена была пропустить Олимпиаду в Сочи.

В публикации WDR отмечалось, что на Олимпиаде в Сочи специалисты должны будут взять 2453 пробы на допинг: это больше, чем на каких-либо зимних Олимпийских играх.

Про MGF само WADA давно знает

Связаться с журналистами WDR и Марио Тевисом «Газете.Ru» оперативно не удалось. Ситуацию прокомментировали российские эксперты.

Как объяснил «Газете.Ru» специалист в области спортивной медицины, пожелавший остаться неизвестным, механический фактор роста (MGF) давно известен (причем не только среди спортсменов-профессионалов, но и среди любителей).

Разница между полноразмерным белком и коротким пептидом состоит в том, что внутри клетки MGF находится в виде большой молекулы, а при выходе в кровяное русло режется на кусочки, и в крови плавает пептид. Это дорогая субстанция, как и все рекомбинантные белки и пептиды. Его цена – порядка €1 тыс. за 1 мг, поэтому он не может находиться в биодобавках для наращивания мышц. Так же как и гормон роста. Рекламируются биодобавки с гормоном роста, но фактически это все утка, потому что гормон роста тоже очень дорогой белок.

Источник «Газеты.Ru» подчеркнул, что MGF входит в список запрещенных препаратов на сайте WADA (об этом говорится на четвертой странице соответствующего документа), так же как и IGF-1. И на все препараты, которые есть в этом списке, независимо от их формы имеются методики определения, иначе они в этот список просто не попали бы.

«Нет никаких проблем в выявлении этой субстанции»

«Газета.Ru» связалась с исполнительным директором Российского антидопингового агентства (РУСАДА) Никитой Камаевым, который находится сейчас в Сочи.

– Можете вы прокомментировать историю, о которой рассказали журналисты немецкого телеканала WDR в журнале Science?

– Ну, во-первых, когда какое-то издание пишет о каком-то профессоре, который что-то продал каким-то журналистам, то комментарии к этому я не даю. Во-вторых, что касается механического фактора роста, то он был открыт отнюдь не российскими учеными.

Это субстанция, которая находится в фазе клинических исследований, активно изучается, она внесена в перечень запрещенных препаратов как пептидный фактор.

Основные формы – не коммерческие, а исследовательские – этой субстанции являются полимер-связанными, они стабилизированы и долгое время живут в организме. И проблемы выявления этой субстанции никакой нет. Никакой сложности в детекции эта молекула не вызывает.

– Разъясните, пожалуйста, в чем разница между короткой пептидной формой MGF и полноразмерной, о которой как раз и идет речь.

– Механический фактор роста был выделен как фрагмент гормона роста, соматотропина. Ученые из Канады, а позднее из Великобритании выделили фрагмент этой молекулы, который отвечает за рост мышечной ткани. Но в науке нет четкого определения, какой именно фрагмент, сколько аминокислот для этого нужно. Это все спекуляция.

– Если в этом веществе ничего нового нет, значит, оно уже применялось в качестве допинга?

– В мировой практике есть случаи детекции этой субстанции.

– И если она вдруг появится на Олимпиаде в Сочи, то ее смогут выявить?

– Немедленно. Нет никаких проблем. Методика, официально утвержденная WADA для обнаружения подобной субстанции, существует не один месяц и не один год.

Портал «Вечная молодость» http://vechnayamolodost.ru
11.02.2014

Нашли опечатку? Выделите её и нажмите ctrl + enter Версия для печати

Статьи по теме