04 Июня 2013

Цифровое бессмертие: насколько безумна эта идея?

Кто вы, господин Ицков?

Дмитрий Целиков, Компьюлента по материалам New York Times: This Man Is Not a Cyborg. Yet.


Фото Jim Wilson / The New York Times

Дмитрий Ицков тих и немного застенчив. Если его разговорить, он экспансивен, но сохраняет прекрасные манеры и никогда не сердится, о чём бы вы ни спросили.

«Вы сошли с ума?» – интересуется корреспондент «Нью-Йорк таймс».

«Мне часто задают этот вопрос, – отвечает с улыбкой 32-летний мультимиллионер. – И я вспоминаю высказывания Артура Кларка и Ганди: когда у людей появляются новые идеи, их называют безумными, но когда все начинают верить в идею, уже никто не помнит, что когда-то она казалась странной».

Очень трудно представить себе день, когда задумка бывшего интернет-магната больше не будет выглядеть надуманной и невозможной. Его проект 2045 Initiative предусматривает массовое производство недорогих компьютерных аватаров, которые будут обладать всеми чертами личности реального человека. Речь идёт о полноценной цифровой копии, способной на сознательную деятельность: «содержимое» человеческого мозга загружают на небиологические носители, обеспечивая личности сотни и тысячи лет жизни – пока не отключат питание. «Бессмертие», – невозмутимо роняет г-н Ицков.

Да, мы все видели это в кино, и там это всегда почему-то приводило к восстанию злых роботов и превращению Земли в тлеющие руины. Вполне возможно, что планы г-на Ицкова не менее фантастичны, чем подобные фильмы.

Но ему удалось привлечь внимание и поддержку августейших фигур из Гарварда, Массачусетского технологического института, Беркли и т. д., то есть ведущих учёных в таких областях, как молекулярная генетика, нейропротезирование и др. На сайте 2045.com сэр Роджер Пенроуз из Оксфорда рассказывает о квантовой природе сознания, а Джордж Чёрч из Гарварда – о возможности увеличить продолжительность здоровой жизни мозга.

Около 30 докладчиков, представляющих эти дисциплины и научные сферы, о существовании которых вы не подозреваете, взойдут на трибуну второго ежегодного мероприятия 2045 Global Future Congress, который пройдёт 15-16 июня в Элис-Тулли-Холле Линкольн-центра на Манхэттене. Это называется конгрессом, но больше похоже на выставку-конференцию для желающих приобрести билет за $750 (пока продано около 400 штук – примерно половина).

Вероятно, благосклонность учёных к начинанию г-на Ицкова обусловлена не только большими деньгами, но и интересом к вопросу о слиянии человека и машины, который сейчас исподволь овладевает самыми серьёзными людьми. Например, футуролог и изобретатель Рэй Курцвейл, ныне – технический директор корпорации Google, в книге «Сингулярность уже близка» (2005) предсказывал, что, поскольку техника развивается в геометрической прогрессии, человеческая жизнь рано или поздно окажется необратимо преобразована, и не будет никакой разницы между человеком и машиной, физической и виртуальной реальностью.

Вы не ошибётесь, если предположите, что это не просто фантазия одного отдельно взятого безумца, но отражение разговоров в научных и интеллектуальных кругах. И действительно – взгляните на то, что произошло за восемь лет после издания этой книги: суперкомпьютер Watson корпорации IBM победил человеческих оппонентов в телевикторине Jeopardy (аналог «Своей игры»), разработана технология слежения за эмоциональным состоянием игрока в видеоигры по биению сердца (новый Kinect), люди с ограниченными возможностями учатся управлять роботизированной аппаратурой силой мысли.

Но в большинстве случаев это благосклонность – и только. На пути к цели, которая предложена г-ном Ицковым, можно сделать множество полезнейших открытий, однако сама идея загрузки наших умов в киберпространство представляется учёным не очень реальной. «Может быть», – самая оптимистическая оценка этого предложения. «У меня есть правило: я не употребляю слово "невозможно", если нечто не запрещено законами физики, – отмечает г-н Чёрч. – Но в его плане много бессвязностей. Он не сможет послужить хорошей дорожной картой».

Впрочем, есть и такие, как Мартина Ротблатт, основатель биотехнологической компании United Therapeutics. Она считает, что идея г-на Ицкова сегодня звучит не более дико, чем пятьдесят с лишним лет назад – обещание пересадки печени и почек. Тогда это тоже казалось чем-то безумным. А вспомните мечты о компьютерах и Интернете...

По словам самого г-на Ицкова, аватары позволят построить новый, дивный мир, в котором не будет голода (в виртуальной реальности пища не нужна) и болезней. Г-н Ицков мечтает (да, он мечтатель) об эпохе высокой духовности, когда люди избавятся о повседневных тревог и смогут посвятить вечную жизнь познанию мозга, жизни, сознания, Вселенной.

Но это его собственные мысли, а что в действительности выйдет из проекта, никто не знает. Г-н Ицков играет всего лишь роль продюсера, как в Голливуде: гарантирует производство, принимает участие в обсуждении сценария, обеспечивает рекламу. К концу второго конгресса он потратит на проект уже $3 млн из собственного кармана, а пока признаётся, что готов отдать и больше, хотя слухи о размерах его состояния преувеличены.

Основная статья расходов – билеты на самолёт. Он путешествует по всему миру, представляя себя учёным и учёных друг другу. Вот его типичное расписание на две недели: интервью в Нью-Йорке, попытка заручиться поддержкой известных йогов в Индии, домой в Москву, встреча с учёными в Беркли, снова Москва, встреча с потенциальным инвестором в Шанхае...

В остальное время он ведёт жизнь аскета – порой целые дни проводит в «медитациях в тихой русской деревне». Он неженат и бездетен и не любит, когда обсуждают его личную жизнь. Меньше всего он хочет, чтобы в нём видели эксцентричного чудака.

Он носит блейзеры Borelli и часы Audemars Piguet из розового золота. То и другое ему теперь кажется ненужной роскошью. Рубли, потраченные не на проект, он рассматривает как выброшенные впустую. «Когда-то у меня была коллекция часов, я их почти все раздал, и подобное больше не покупаю», – говорит он.

Несколько недель назад г-н Ицков посетил Калифорнийский университет в Беркли, где ему рассказали о секретном проекте, связанном с изучением мозга, а Питер Ледохович из Swarm Lab продемонстрировал малоинвазивный имплантат, умеющий считывать намерения человека с поверхности мозга. Пока эксперименты проводятся на крысах, но в будущем разработка позволит парализованным людям общаться и управлять роботом-манипулятором, инвалидной коляской и даже автомобилем.

У г-на Ледоховича нет иллюзий по поводу того, что г-н Ицков вдруг вложит деньги в его проект. Просто это типичный пример исследований, проводящихся в данной области и отчаянно нуждающихся в спонсорах. «Я говорил с венчурными капиталистами, – рассказывает учёный. – Они испорчены Кремниевой долиной, где шесть парней могут раскрутить социальную сеть за шесть месяцев. А мы сможем выйти на рынок не раньше 2021 года...»

Г-н Ицков – один из очень немногих, кто понимает, каковы действительные сроки у подобных проектов, но и его интересует немедленный прогресс. В течение экскурсии по лабораториям в Беркли он не говорил почти ничего, только спрашивал: «Когда это будет сделано?»

Дмитрий Ицков родился в Брянске в семье директора музыкального театра и школьной учительницы. В Российском экономическом университете им. Плеханова он встретил своего первого партнёра по бизнесу – Константина Рыкова, который в 1998 году запустил интернет-журнал Fuck.ru, ставший колыбелью отечественной сетевой культуры с её «удавами», «тёмами» и «мистерами паркерами».

На следующий год в проект включился г-н Ицков, и дуэт взялся за создание целой сети сайтов под крылом компании Goodoo Media. За блогами, интернет-таблоидами, игровыми ресурсами последовали глянцевый журнал, книжное издательство и интернет-телевидение. Так родилась медиаимперия. Г-н Рыков перестал корчить из себя контркультурщика и стал преданным другом Кремля. Компания, переименованная в New Media Stars, занялась пропагандой «Единой России» и созданием сайтов типа ZaPutina.ru.

Шёл 2005 год. Г-н Ицков, отвечавший за развитие бизнеса, начинал понимать, что ему неинтересно тратить жизнь на приумножение капиталов. Как нарочно, ему предложили продать часть доли в компании по очень хорошей цене, и он осознал, что этих денег ему хватит до конца жизни. Г-н Ицков (а было ему всего 25) вдруг пожалел, что не выучился музыке, не прочитал такие-то книги – типичный кризис среднего возраста. В поисках смысла жизни он перебрал все религии мира. И чем больше он узнавал мир, тем хуже становилось у него на душе.

Г-н Ицков открывает ноутбук и запускает слайд-шоу: почти миллиард человек голодает, сорок девять стран вовлечены в военные конфликты, 10% людей – инвалиды...

«Вот какой мир мы создали, – говорит он. – Вот какой мир создали наш образ мысли, наш набор ценностей, наш эгоизм, наша агрессия. Взрослым людям не пристало так себя вести. Мы убиваем и планету, и самих себя».

Человечеству надо «эволюционировать» (г-н Ицков очень любит это слово), но сначала следует выработать новое понимание того, что значит быть человеком. А для этого придётся сделать так, чтобы людей перестал беспокоить вопрос выживания.

Подобные рассуждения и привели его к аватарам. Сначала они будут доступны только сверхбогатым людям, но постепенно стоимость снизится. А благотворительные организации, которые сегодня кормят, одевают и лечат бедняков, начнут создавать и распространять дешёвые искусственные органы. И человек постепенно будет превращаться в машину.

На конгрессе в Линкольн-центре будет представлено то, что г-н Ицков называет самой сложной механической головой в истории. Дэвид Хэнсон и его компания Hanson Robotics из штата Техас изготовили маску г-на Ицкова, которой управляют 36 моторчиков – мировой рекорд. На презентации миллионер будет сидеть в другой комнате перед датчиками, регистрирующими его мимику и движения, а искусственная голова постарается в точности всё это воспроизвести.


Фото Brandon Thibodeaux / The New York Times.)

«Одна из самых больших проблем человечества заключается в том, что мы не планируем своё будущее, – говорит г-н Ицков. – Наши лидеры зациклены на стабильности. У нас нет идеи, которая объединила бы человечество. Нам нужна общая стратегия, и эта стратегия уже разрабатывается учёными».

Люди привыкли побаиваться «технологического Эдема», насмотревшись голливудских фильмов вроде «Аватара» или «Суррогатов». Поэтому г-ну Ицкову требуется поддержка со стороны духовных лидеров. Но не все из тех религиозных деятелей, которые посетят вышеупомянутый конгресс, погладят энтузиаста по головке. Например, Лазарь Пухало, бывший архиепископ Православной церкви в Америке, на досуге изучавший физику и нейробиологию, отмечает, что аватары и впрямь могут стать неизбежностью в будущем, и это будущее наполняет его ужасом. «Создателям "других людей" не чужды страхи и предрассудки, – говорит он. – Эти страхи и предрассудки будут воспроизводиться роботами. Какой ужас!»

На конгрессе г-н Пухало собирается возвысить голос в поддержку человека. По его мнению, наши несовершенства и делают нас людьми. А бесстрастность бессмертных аватаров, поглощённых вопросами познания, его пугает.

Г-н Ицков обещает, что всего этого можно избежать – вовсе не обязательно жить в киберпространстве, можно изготовить искусственные тела, которые позволят наслаждаться жизнью так же, как это делают обычные люди, и даже заниматься сексом.

Но эти и другие опасения меркнут перед самыми главными вопросами. Возможен ли перенос сознания на небиологические носители? И даже если возможен – будет ли это мой разум, когда компьютер включат? Захочет ли человек жить вечно? Как изменится его разум, если он просуществует сотни или тысячи лет?

Мы не знаем, что такое сознание. Философия добилась больших успехов в описании работы сознания, но с физической точки зрения о сознании неизвестно абсолютно ничего. Можно ли работать с тем, чего мы отчаянно не понимаем?

Может быть, грядущий конгресс поможет хотя бы немного прояснить вопрос: а не фантазёр ли г-н Ицков? Стоит ли принимать его всерьёз?

Портал «Вечная молодость» http://vechnayamolodost.ru
04.06.2013

Нашли опечатку? Выделите её и нажмите ctrl + enter Версия для печати

Статьи по теме