07 Июля 2010

Глисты против аллергии и аутоиммунных болезней?

Целительные... глисты?
Татьяна Тихомирова, аллерголог-иммунолог, к.м.н.
Журнал АВС

Как просто и понятно было жить раньше, например в восьмидесятые. Пеленки гладим с двух сторон, соски и игрушки кипятим, воду тоже, а как же. Купаем ребенка чуть ли не в марганцовке, чтоб ни одна зараза не прилипла. Ну а если ошпаривать кипятком овощи-фрукты перед едой, то можно сразу сказать – правильная, заботливая мама. А в школе, помните дежурных? Которые с красными повязками стоят у входа в столовую и проверяют чистоту рук? А проверка чистоты ног в пионерлагере? Чистота – залог здоровья!

Только вот чуть позже, собрав денег на лечение бедных африканских детишек, обнаружили странную вещь: стоит их полечить, проглистогонить и привести в чистый цивилизованный вид – начинается аллергия. Уехали врачи, дети снова наелись земли, вернулись к привычной диарее, заразились глистами – аллергия отступает. Врачи приехали лечить, мыть и дезинфицировать – опять аллергия… с чего бы?

А объясняет эту странность гигиеническая гипотеза. Сначала врачи обратили внимание на серьезный рост аллергических и аутоиммунных заболеваний в развитых странах. Загрязнение окружающей среды и различные химикаты? Ок, но тогда как объяснить, что у детей из бедных кварталов в тех же странах, где загрязнения и химии куда как больше, аллергии меньше, чем у детей их богатых кварталов, где за окном – свежий воздух, а в меню – экологически чистые натурально отобранные большие коричневые куриные яйца от куриц, содержащихся свободно и без клеток? Не вяжется.

Может быть, генетические различия между разными расами и народностями? ОК, но тогда как объяснить, что оставшиеся в Пакистане детишки знать не знают ни о какой аллергии, а их сверстники от родителей, перебравшихся в Англию, в первом же поколении болеют с такой же частотой, как и коренные англичане? Опять не вяжется. И, наконец, африканские наблюдения, показавшие практически в реальном времени, что избавление от паразитов вызывает увеличение аллергии.

Гигиеническая гипотеза объясняет все это тем, что в раннем возрасте организм должен пройти и через кишечные инфекции, и познакомиться с основными паразитами, повторив тот путь, что запрограммирован в иммунной системе десятками тысяч лет. Тогда иммунная система нормально приспосабливается, настраивается и регулируется. Если же в окружении ребенка отсутствуют и инфекции, и паразиты, то иммунитет не находит материала для тренировки и настройки, что приводит к ошибочной реакции на безвредные вещества (аллергии) или к агрессии на собственные клетки, ткани и органы (аутоиммунные заболевания).

Если эта гипотеза верна, то получается, что лечить аллергию и аутоиммунные заболевания можно, специально заражая пациента паразитами?

Животные модели

Прежде чем заражать добровольцев, нужно все-таки изучить вопрос глубже, для чего у нас есть лабораторные животные, чем ученые и занялись. Недавно в «Cell Press» (а точней, в Trends in Parasitology Vol.25 No.3, 109-114) вышел обзор, рассматривающий результаты этих многочисленных экспериментов.

Результаты совершенно недвусмысленные: заражение гельминтами лечит аллергию, уменьшает воспалительные изменения в моделях аутоиммунных заболеваний, снижает чувствительность животных к аллергенам.

Но результаты, полученные на животных моделях, имеют некоторые ограничения. Прежде всего, мыши и крысы сами по себе не болеют аутоиммунными заболеваниями, и для модели диабета или болезни Крона нужно химически или механически повреждать орган-мишень, а для получения модели астмы нужно делать специальные провокации. Или использовать животных, у которых генетическим путем «поломан» какой-то механизм иммунитета, что приводит к спонтанному развитию того же диабета или аллергии. То есть модель, конечно, хороша, и симптомы те же, да и других возможностей не особо много, только вот никогда нет 100% соответствия с аналогичным состоянием иммунной системы у человека.

Второе ограничение, не раз упоминающееся в серьезных обзорах: представьте, что вы создали модель, проработали с ней целый год, а в итоге так ничего и не получили. И зависимость от заражения глистами непонятная, и данные между основной и контрольными группами не особо различаются.

Будете ли вы это публиковать, сможете ли? Скорей всего нет. Получается, что все работы, которые уже появились в печати, могут быть лишь «вершиной айсберга», в основании которого – в десять раз больше неудачных экспериментов, показавших «что-то не то», или «ничего». К сожалению, от этих недостатков животных моделей никуда не денешься. Например, в куче работ нашли, что цитокин под названием интерлейкин-10 – то, что повышается от заражения гельминтами и вызывает лечебный эффект, начали попытки лечить пациентов этим цитокином, и – никакого результата. Грустно, но это жизнь.

Но все-таки животные модели уже дали человечеству кучу лекарств и помогли выяснить в деталях, как развиваются многие заболевания. Эти же модели помогли и разобраться в деталях, как гельминты могут лечить аллергию и аутоиммунные заболевания.

Возможный механизм лечебного действия гельминтов

Итак, гельминты лечат аллергию примерно следующим образом. Так как паразит не хочет, чтоб иммунная система его быстро вычислила и уничтожила, он пытается себя защитить тем, что вызывает повышение противовоспалительных молекул – установлено, что как минимум это TGFb (трансформирующий фактор роста) и интерлейкин-10 (IL-10), который я уже упоминала выше.

Эти молекулы важны для специальных клеток иммунной системы: регуляторных Т-клеток, или на профессиональном жаргоне, Трегов. Треги есть у каждого из нас, и их задача – ограничивать и останавливать активацию иммунной системы. То есть они работают как предохранительный клапан, сдерживающий излишние иммунные реакции.

Если Треги слабые – то однажды возникнувший на инфекцию иммунный ответ убьет не только возбудителя, но и разрушит кучу здоровых клеток и тканей вокруг, и не факт, что остановится после этого. Если Треги слишком сильные – то они могут по ошибке защищать раковые клетки, препятствуя их уничтожению, или могут защищать паразита, не давая иммунитету от него избавиться, как в случае лейшманиоза. Если Треги вообще не работают из-за мутации, то возникает IPEX синдром, при котором ребенок умирает в первые же недели жизни от многочисленных аутоиммунных заболеваний.

Вот эти самые Треги паразиты и используют для собственной защиты, стимулируя их через TGFb и интерлейкин-10. В итоге Треги становятся активней, и подавляют деятельность остальных клеток иммунитета, например Т-хелперов 2. В итоге и паразиту хорошо, так как Т-хелперы 2 не могут эффективно развить антипаразитарные действия, и человеку хорошо, так как Т-хелперы 2 с их избыточной активностью и являются одним из основных игроков при аллергии.

Параллельно паразиты подстраховываются еще одним способом, снижая реакцию гуморального звена иммунной системы: вместо специфичных и эффективных антител класса IgE, направленных против гельминта, они стимулируют выработку менее прицельных и менее эффективных полиспецифичных антител IgE/IgG4, получается эффект рассеивания, аналогичный тому, как один прицельный снаряд заменить на дробинки, летящие широким веером.

Эти полиспецифичные антитела снижают эффективность тучных клеток, создавая бестолковый «шумовой» эффект вместо агрессивного и эффективного. И снова хорошо получается и паразиту, и аллергику: ведь выброс огромного количества молекул-медиаторов воспаления из тучных клеток – это то, что вызывает кожный зуд и сыпь при аллергии, и отек дыхательных путей при астме.

Будем лечить?

Наконец, у ученых появился весь набор нужных данных: теория, объясняющая наблюдения в популяциях с ростом аллергий и аутоиммунных заболеваний, опыты на животных, подтверждающие теорию, детальный механизм с объяснениями, как это все может работать. Параллельно увеличилось количество статей, изучавших взаимосвязь между гельминтами и другими заболеваниями уже прицельно.

В частности, выяснилось, что «лечебный» эффект присутствует далеко не у всех подряд паразитов. Например, данные мета-анализа работ на эту тему, опубликованный Jo Leonardi-Bee et al в 2006 году (Am J Respir Crit Care Med Vol 174. pp 514–523, 2006), показал что аскаридоз вызывает не уменьшение, а рост заболеваемости астмой, в то время как заражение анкилостомой приводит к достоверному и значительному уменьшению частоты астмы, а для других распространенных паразитов эффект признан недостоверным.

Осталось соблюсти принцип «Не навреди!», чтоб положительный эффект лечения все-таки перевесил бы возможные проблемы, вызванные паразитами, и попытаться полечить пациентов с аллергиями и аутоиммунными заболеваниями путем намеренного заражения гельминтами.

1. Власоглав (Trichuris suis)
JoelWeinstock (Iowa University, USA) с коллегами изучали возможность лечить этим паразитом два аутоиммунных заболевания: болезнь Крона и язвенный колит. При язвенном колите 54 пациента были разделены на 2 группы: экспериментальную, получавшую яйца паразита в течение 2-х недель, и плацебо, в течение 12 недель. В основной группе в 50% случаев наблюдали выраженный, положительный эффект (против 16% в плацебо-группе), в основном через 6 недель. При болезни Крона в исследовании участвовали 29 человека, правда, без группы плацебо, в течение 24 недель. Положительный эффект наблюдался в 72,4% случаев. При этом в обеих группах не наблюдали никаких проблем, вызванных паразитами. (Summers, R.W. et al., 2005. Trichuris suis therapy in Crohn’s disease. Gut 54, 87-90; Summers, R.W. et al., 2005. Trichuris suis therapy for active ulcerative colitis a randomized controlled trial. Gastroenterology. Apr;128(4):825-32.)

2. Анкилостома (N. americanus)
22 пациента с астмой получали в течение 16 недель инъекции с личинками анкилостомы либо раствором гистамина. В группе, получавшей паразитов, наблюдалось выраженное улучшение, но результат оказался недостоверным по сравнению с контрольной группой, в результате чего авторы признали, что необходимо разбираться дальше. Впрочем, и никаких проблем от паразита также не было. (Experimental hookworm infection: a randomized placebo-controlled trial in asthma Feary JR at al, Clinical & Experimental Allergy, 40, 299-306.)

Что дальше?

Пока что слишком мало данных, чтоб сделать однозначный вывод о том, будем ли мы в будущем ходить к доктору, чтоб получить рецепт на упаковку яиц какого-нибудь паразита для лечения аллергии или аутоиммунного заболевания. Да и вопросы безопасности все-таки пока остаются открытыми. Например, глистная инвазия вызывает снижение эффективности вакцинации у детей, может ухудшать течение туберкулеза и малярии. Да и сама по себе идея лечиться паразитами вряд ли относится к приятным.

Параллельно изучаются альтернативы, например возможность разработать «гельминтую вакцину», то есть выделить из гельминтов те вещества, которыми они защищают себя и одновременно уменьшают аллергию и лечат аутоиммунные заболевания, и попытаться все-таки избежать лечения в виде заражения самими паразитами. Время покажет.

Одно ясно уже сейчас: в природе нет ничего совершенно и однозначно ненужного или стопроцентно и для всех вредного, избавление от которого не аукнется нам же позже. И медицина в своем развитии часто кидается из крайности в крайности: то «лишние органы», такие как аппендикс и миндалины надо удалять всем подряд, чуть ли не с рождения, то руки мыть по 10 раз в день с мылом...

Портал «Вечная молодость» http://vechnayamolodost.ru
07.07.2010

Нашли опечатку? Выделите её и нажмите ctrl + enter Версия для печати

Статьи по теме