18 Мая 2020

«Доктор Google» ошибается

Подсчитано, что в Google ежеминутно вводится около 70000 поисковых запросов, связанных со здоровьем. Около 40% жителей Австралии ищут информацию о здоровье в Интернете для самостоятельного лечения.

Инструменты для онлайн-диагностики просят пользователей перечислить имеющиеся симптомы, а затем предоставляют возможные диагнозы и рекомендации о том, должен ли пользователь обратиться к врачу или в больницу.

В ходе исследования сотрудники Университета Эдит Коуэн (ECU) проанализировали 36 международных мобильных и сетевых приложений и программ для проверки симптомов, и было установлено, что они поставили правильный диагноз в первой строчке результатов поиска всего в 36% случаев, а в трех первых результатах – в 52% случаев. Исследование также показало, что рекомендации, предоставленные о том, когда и где обращаться за медицинской помощью, были точными в 49% случаев.

Авторы пишут, что результат их работы должен заставить людей задуматься. Хотя очень заманчиво использовать инструменты для самостоятельной онлайн-диагностики, в большинстве случаев результаты ненадежны и даже могут быть опасны.

Symptoms.jpg

От редакции: подстрочный перевод этой песенки и оригинальный ролик с английским субтитрами можно найти здесь.

Эффект «киберхондрии»

Онлайн-проверка симптомов может давать ложное чувство безопасности.

Каждый из нас хоть однажды был «киберхондриком» и обращался за информацией в Интернет при легком недомогании или головной боли. Но реальность такова, что к этим сайтам и приложениям следует относиться очень осторожно, так как они не видят всей картины, не знают истории болезни или других симптомов. Человек, который имеет недостаточно знаний о здоровье, может подумать, что совет, который они дают, является точным.

Когда обратиться к врачу

Исследование показало, что рекомендации по сортировке, то есть когда и где обращаться за медицинской помощью, являются более точными, чем при диагностике.

В неотложных и экстренных случаях рекомендации были уместны примерно в 60% обращений, но в случае банальных ситуаций доля правильных советов снизилась до 30-40%.

Как правило, рекомендации по сортировке ошибочны из-за чрезмерной осторожности, которая в некотором смысле хороша, но может привести к тому, что люди обращаются в отделение неотложной помощи, когда им это не нужно.

Баланс

Онлайн-системы проверки симптомов могут иметь место в современной системе здравоохранения. Эти сайты не являются заменой для посещения врача, но они могут быть полезны для предоставления дополнительной информации, когда уже есть официальный диагноз.

Кроме того, приложения для проверки симптомов эффективно используются в условиях нынешней пандемии COVID-19. Так, Национальная служба здравоохранения Великобритании использует эти инструменты для мониторинга симптомов и потенциальных «горячих точек» локализации этого заболевания на национальном уровне.

Отсутствие контроля качества

Исследователи указывают на отсутствие государственного регулирования и обеспечения достоверности данных как на основную проблему, связанную с качеством онлайн-проверки симптомов.

Статья M.G.Hill et al. The quality of diagnosis and triage advice provided by free online symptom checkers and apps in Australia опубликована в Medical Journal of Australia.

Аминат Аджиева, портал «Вечная молодость» http://vechnayamolodost.ru по материалам ECU: New ECU research finds 'Dr Google' is almost always wrong.


Нашли опечатку? Выделите её и нажмите ctrl + enter Версия для печати

Статьи по теме