30 Сентября 2009

Вредные «полезные» продукты

Журнал АВС
Евросоюз требует от «полезных» продуктов доказательств полезности

Поход по продуктовым магазинам порой превращается в настоящее детективное расследование. В какой из ярких привлекательных упаковок скрывается очередное достижение химической промышленности, а где – прячутся полезные и относительно натуральные продукты?

Европейская администрация по безопасности продуктов (EFSA) ужесточает требования к производителям продуктов питания, заявленных как «полезные для здоровья». Об этом говорится в очередном информационном бюллетене Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): Europe puts health claims to the test – WHO. Volume 87, Number 9, September 2009, 645-732. Основные претензии EFSA предъявляет к пробиотической молочной продукции, а также к различной витаминизированной пище.

«От добавления витаминов в сладости они не становятся полезными для здоровья», – говорит доктор Франческо Бранка (Francesco Branca), директор Департамента ВОЗ по питанию и здоровому развитию, и уточняет, что, если добавление витаминов способствует чрезмерному потреблению сладостей, то его можно считать вредным.

Еврокомиссия поручила EFSA подготовить научное заключение о полезных для здоровья свойствах тех или иных уже существующих продуктов. И разработать научно обоснованные требования на будущее. В настоящее время экспертами администрации уже изучены 70 заявлений о «полезности», 54 из которых признаны несоответствующими действительности. В пяти случаях речь шла о благотворном влиянии молочнокислых продуктов с пробиотиками на иммунитет, пищеварение и другие аспекты жизнедеятельности организма.

Ряд производителей в срочном порядке отозвал свои заявления и начал активно осуждать действия EFSA через свои пресс-службы.  Так, Майкл Дж. Ньювирт (Michael J Neuwirth), старший директор по связям с общественностью компании Данон в США, заявил: «Активия и ДанЭктив не только научно обоснованы, их с удовольствием регулярно потребляют миллионы в высшей степени удовлетворенных потребителей».

Сьюзен Доринг (Susanne Döring), директор отдела по вопросам потребительской информации о питании и здоровье, Конфедерация промышленных компаний Европейского союза, производящих продукты питания и напитки (CIAA), считает, что грядущие перемены будут «препятствовать инновациям» и приведут к тому, что на рынке станет меньше продуктов и сузится выбор для потребителей.

Сью Дэйвис (Sue Davies), главный советник некоммерческой потребительской организации Which? (Великобритания), считает, что производители фактически сами создали эту ситуацию: «Люди набрасывались на продукты питания, обещающие преимущества для здоровья. Это заложено в человеческой природе – прибегнуть к средству для быстрого разрешения трудностей, вместо того чтобы уменьшить потребление насыщенных жиров, сахара или соли и есть больше фруктов и овощей».

Работа, проводимая EFSA, должна завершиться к 31 января 2010 года.

Что в имени тебе моем?

Действующие лица: творожок, йогуртер, сметаночка и прочие.

Выдают себя за: молочные продукты, и даже обитают на стойке с соответствующей вывеской.

Чем являются на самом деле? Коварными самозванцами, дальними родственниками Молока. В общем, седьмая вода на консервантах Е210.

Казалось бы, как изящно выглядят надписи: творожок, сметанка, или йогуртович. Но сделано это не для услаждения взора покупателей – все дело в том, что по отечественным государственным стандартам (ГОСТ) «йогуртом», «творогом» и «сметаной» могут именоваться лишь кисломолочные продукты, содержащие молоко и особую закваску. А все остальные, менее молочные, вынуждены прятаться за нежными названиями.

Как разоблачить?

Читайте состав. Самозванцы имеют право и на крахмал, и на растительный жир, и на ароматизаторы-подсластители-красители. Полезных молочнокислых бактерий не встретишь, зато присутствуют всевозможные консерванты, позволяющие «творожкам» и «сметаночкам» храниться без холодильника на протяжении трех месяцев.

Еще одна «фишка» псевдомолочных продуктов – продукт «без названия». Например, на пачке вроде-бы-масла большими буквами написано написано «Вологодское», но сочетания «масло сливочное» нигде не стоит. Ведь масло сливочное готовится исключительно из сливок. А «Бабушкино», «Деревенское» и «Вологодское» неизвестно что может содержать в составе и консерванты, и пальмоядровое масло, и воду.

То же касается и мороженого. По новым стандартам «мороженым» имеет право именоваться продукт на основе молока и сливочного масла (ну плюс наполнители и ароматизаторы-красители,без них никуда). Либо – брикет обязана украшать надпись «мороженое растительно-сливочное» или «мороженое с добавлением растительного жира». Поскольку звучит это не очень аппетитно, надпись обычно делают маленькой и незаметной. А большими и красивыми выводят привлекательное «Лакомое», «Рожок» или «Стаканчик».

Вставка: за сочетанием «растительный жир» чаще всего скрывается гидрогенизированный жир (жир с измененной химической структурой) либо пальмовое масло. Употребление гидрогенизированного жира повышает риск развития сердечно-сосудистых заболеваний, хронических воспалительных процессов и ожирения.

Пальмовое масло относится к вредным насыщенным жирам и вызывает развитее атеросклероза. Его единственные достоинства – дешевизна и долгий срок хранения.

Невыносимая легкость

Действующие лица: обезжиренные продукты

Выдают себя за: полезные и низкокалорийный

Чем являются на самом деле? углеводными «бомбами»

Обезжиренные продукты далеко не так вкусны, как «обычные». Чтобы это исправить, производители не жалеют сил, сахара и модифицированного крахмала.

Как разоблачить?

Обращать внимание не только на содержание жиров, но и углеводов. Как правило, оно минимум в два раза превышает «углеводность» обычных. Вездесущие ученые пришли к выводу: постоянное употребление продуктов с низким содержанием жира может привести к преждевременному старению, повысить риск заболевания болезнью Альцгеймера и сердечными заболеваниями. А повышенное содержание углеводов в продуктах-лайт повышает уровень сахара в крови и приводит к повышению уровня инсулина.

Сладкая жизнь

Действующие лица: сладости с пометкой «без сахара»

Выдают себя за: диетический продукт

Чем являются на самом деле: пробуждающими аппетит продуктами

Сладкий, но без сахара – это, конечно, заманчиво, из серии «чего бы съесть, чтобы похудеть». Но задумайтесь, за счет чего достигается приятный вкус лакомств?

Как разоблачить?

Если сладость продукту придает мед или кусочки фруктов, все в порядке. Но когда в составе присутствуют сахарозаменители, будьте осторожней. Заменители сахара пробуждают зверский, практически свинский, аппетит. Этим пользовались американские фермеры, подмешивая сахарозаменители «пятачкам» в корм. Свинки сразу же начинали больше есть и активно набирали вес – почти как любители несладких сладостей. Не верите – обратитесь к статистике. Исследования показали, что ежедневное употребление газировки-лайт на 41%. увеличивает риск ожирения. И это – не единственный побочный эффект несладкой сладкой жизни. Аспаратам (Е 951, например) вызывает головную боль, аллергию, депрессию, бессонницу, фруктоза вызывает ожирение, сорбит ухудшает пищеварение, а ксилит увеличивает вероятность рака мочевого пузыря.

Натурально, мадам, вы не понимаете

Действующие лица: продукты с надписью «не содержит искусственных ароматизаторов и красителей»

Выдают себя за: приверженцев всего натурального

Чем являются на самом деле: достижениями химической промышленности

Противники всевозможных Е первым делом обращают внимание на зазывные надписи и радостно кладут полезный продукт «без химии» в тележку.

Как разоблачить?

Прочитайте состав, и вы очень удивитесь. И ароматизаторы, и красители там присутствуют. Не «искусственные», как было заявлено, но и не натуральные, природные, а «идентичные натуральным». Производитель же не обязан уточнять, что «идентичными натуральным» зовутся соединения, полученные химическим методом. По составу они аналогичны натуральным, но абсолютно безвредными назвать их тоже нельзя. Абсолютно натуральными считаются красители и ароматизаторы, полученные из природных компонентов – эфирные масла, кусочки цедры, вытяжки и пр.

Эксклюзивный эксклюзив

Действующие лица: продукты с особыми свойствами

Выдают себя за: нечто уникальное

Чем являются: обыкновенными продуктами по более высокой цене

Из десятков продуктовых марок выбрать нелегко, и производители облегчают нам задачу, указывая достоинства своего товара крупными буквами.

Как разоблачить?

Cобирать досье и анализировать информацию. «Приманки» бывают двух основных типов: одни преподают естественное свойство продукта как нечто необычное. Например, бутыль растительного масла с пометкой «не содержит холестерина» выгодно выделяется среди «товарищей». Конечно, за нее стоит платить больше – если не знать, что любое растительное мало в принципе не может содержать холестерин, ведь он – животного происхождения.

Вторая разновидность – это необычные свойства, никак не влияющие на качество продукта. Яйца от пестрых куриц, макароны ручной работы, порционный сахар на деревянных палочках и сок, разлитый исключительно тридцатилетними брюнетами – все это не делает продукт вкуснее или полезнее.

Портал «Вечная молодость» http://vechnayamolodost.ru
30.09.2009


Нашли опечатку? Выделите её и нажмите ctrl + enter Версия для печати

Статьи по теме