12 Января 2009

Стратегия развития – курс на инновации

Светлана Романова, журнал «Ремедиум» №4-2008

В последнее время медицинская промышленность находится под пристальным вниманием государства и общественности. На различных уровнях государственной власти обсуждаются вопросы стратегии развития отрасли, повышения конкурентоспособности, качества, эффективности и безопасности медицинской продукции и т.д. Логическим продолжением этих позитивных процессов стало создание в декабре 2007 г. в Минпромэнерго России Департамента химико-технологического комплекса и биоинженерных технологий в целях регулирования ситуации в отрасли и обеспечения ее долгосрочного динамичного развития. О перспективах и основных направлениях развития одной из социально значимых отраслей экономики – медицинской промышленности, рассказал на выставке «Росмедпром-2007» руководитель Департамента химико-технологического комплекса и биоинженерных технологий Минпромэнерго России С.А. Цыб, который возглавил новый Департамент.

Состояние отрасли = уровню здравоохранения

В настоящее время потребность здравоохранения России в высокотехнологичном медицинском оборудовании и высокоэффективных лекарственных препаратах подкреплена приоритетами социально-экономического развития страны. Для успешной реализации ПНП «Здоровье» и обеспечения технической оснащенности федеральных центров высоких медицинских технологий необходимо формирование национальной технологической базы. Решение этой задачи предполагает развитие производства на территории Российской Федерации и внедрение в практику здравоохранения высококачественной медицинской техники, инструментов, медицинских изделий однократного применения, а также современных и эффективных лекарственных препаратов. Россия имеет развитую научную и промышленную базу для этих целей. Еще в период перестройки в рамках конверсии около 300 предприятий оборонного комплекса освоили производство медицинской продукции и специализируются в основном на производстве медизделий.

Несмотря на имеющийся потенциал для развития отрасли, с 1991 г. на предприятиях оборонной промышленности существенно сократилось количество разработок мирового уровня. Это объясняется, с одной стороны, долговременным застоем в развитии самой оборонной промышленности, с другой – закрытием в 2002 г. ФЦП «Развитие медицинской промышленности в 1998-2000 годах и на период до 2005 года», определяющей формирование и развитие национальной технологической базы для отечественной медицинской промышленности.

В результате в России так и не налажено производство современных высокоинформативных и наукоемких, автоматизированных приборов и аппаратов, в частности компьютеризированных ультразвуковых диагностических приборов с цветным изображением, высокопольных магниторезонансных томографов со сверхпроводящим магнитом, гамма и рентгеновских томографов. Современная медицинская диагностика без такого класса приборов уже не может обходиться.

Что же касается ситуации в другой подотрасли медпромышленности – российской фармпромышленности, то ее можно охарактеризовать как довольно сложную: более 80% лексредств производится из импортных субстанций, практически прекращено производство субстанций антибиотиков, большинство ЛС, выпускаемых отечественной промышленностью представляют собой дженерики, а нарастающая зависимость от импорта лексредств превосходит все допустимые пределы, угрожая национальной безопасности страны.

Фармацевтический рынок по своему динамизму может сравниться разве что с рынком продукции высоких технологий – современной электроники, средств связи, компьютеров и программного обеспечения. В связи с этим не чужды ему и некоторые проблемы, общие для высокотехнологичных рынков. Так, с точки зрения инновационного процесса, заметна четкая сегментация по инновационному признаку: на долю доминирующих иностранных производителей приходится почти 100% инновационных продуктов. Из тысяч ЛС, выпускаемых российскими предприятиями, только единицы можно считать оригинальными, большинство регистрируемых лексредств отечественного производства являются дженериками. Таким образом, инновационный потенциал российского фармацевтического рынка сконцентрирован в руках зарубежных производителей. Безусловно, этому способствовали и объективные экономические факторы, такие как финансовый и кадровый дефицит, особенности нормативно-правовой базы, состояние материальной базы предприятий, университетов и клиник, особенности российской экономики и российского рынка. Структура потребления лекарств существенно отличается от привычной для большинства западных стран: наибольшую долю рынка имеют лексредства с большим стажем присутствия на рынке. Кроме того, система рыночного стимулирования фармацевтических исследований не всегда учитывает потребности здравоохранения.

Формирование высокотехнологичного потенциала – залог успешного развития отрасли

В условиях глобальной конкуренции впереди оказывается тот, кто занимает достойное место на рынке высоких технологий. К сожалению, на этом рынке, который по объему превосходит рынок сырьевой, Россия пока находится не в первых рядах. И проблема не в отсутствии инновационных разработок и технических решений, а в их вовлечении в деловой оборот, в бизнес-среду.

С этой проблемой мы сталкиваемся и в медицинской промышленности. В отличие от других сфер, где уровень технологической обеспеченности является лишь определяющим в вопросе экономического роста, развитие медицинской промышленности – важный фактор для демографической ситуации, уровня здоровья нации и национальной безопасности.

Выбранный Россией сценарий инновационного развития предполагает концентрацию ресурсов в опорных секторах экономики страны, на приоритетных инновационных и инвестиционных проектах, ограниченном числе ключевых промышленных технологий, по которым Россия уже занимает передовые позиции или имеет реальные перспективы их достижения.

Медицинская промышленность на сегодня является той высокотехнологичной отраслью, где у России есть все возможности конкурировать достойным образом на мировых рынках. Наше конкурентное преимущество – соотношение цена-качество. Важно этот задел превратить в ресурс для расширения присутствия отечественных производителей на внутреннем и глобальном рынке.

Минздравсоцразвития России уже осуществляет конкретные шаги для решения проблем, связанных с развитием лекарственного и медико-технологического обеспечения страны. Строительство и введение в эксплуатацию федеральных центров высоких медицинских технологий, реализация программы ДЛО, обеспечение диагностическим оборудованием медицинских учреждений, а также санитарным автотранспортом государственных и муниципальных учреждений и подразделений, оказывающих скорую медицинскую помощь и специализированную (санитарно-авиационную) скорую медицинскую помощь, – все это неразрывно связано с формированием высокотехнологичного потенциала для развития отечественной медицинской промышленности.

Стратегические направления развития отрасли

Минпромэнерго России сформулировало свою позицию в области развития медицинской промышленности, включающую ряд приоритетных направлений работы. Считаем, что главным образом необходимо стимулировать развитие внутреннего рынка медицинской техники. В этом направлении государством многое уже сделано, и прежде всего – это национальный проект «Здоровье». В наших руках есть еще один важный инструмент определения спроса – формирование табеля оснащенности врачебных учреждений. Второе направление наших действий – государственные закупки и определение тендерных условий. Нам необходимо совершенствовать законодательство в части создания приоритета для отечественных товаропроизводителей, как это принято в международной практике.

Важнейшим направлением является поддержка НИОКР по созданию новых видов современных высокоэффективных медицинских изделий и инновационных препаратов. Невозможно занять лидирующие позиции на рынке медицинской продукции, не вкладывая средства в разработку и внедрение в производство новых видов этой продукции.

Следующее направление – контроль качества медицинской техники, используемой в российских медицинских учреждениях. С одной стороны – это стимул для повышения качества медицинских изделий, производимых на территории России, с другой – закрытие российского рынка от некачественных поставщиков и тем самым обеспечение безопасности пациентов.

Одно из главных направлений – формирование перечня лекарственных средств и медицинской техники, обеспечивающих для страны национальную безопасность: антибиотики, вакцины и сыворотки, обезболивающие препараты, инсулин, медицинский инструмент, в т.ч. шприцы и иглы однократного применения. Другими словами, должен быть сформирован своеобразный перечень «критических технологий» в медицинской промышленности, как это уже сделано в ОПК. При закупке лекарств из этого перечня приоритет должен быть отдан российским поставщикам. Соответственно, этот же «критический» список должен быть обеспечен и финансовой поддержкой НИОКР.

И, наконец, последнее, с чем всем нам надо усиленно бороться – с нашими собственными инфраструктурными ограничениями. Я говорю о неготовности в силу различных причин реального сектора экономики воспринять результаты новейших отечественных научных исследований и разработок. Для получения адекватного экономического эффекта необходимо существенно сократить время конвертации нововведения из сферы «генерации знаний» в сферу производства. Эти задачи должны решаться за счет системы сквозного планирования и управления процессами внедрения инноваций от этапа разработки до стадии их коммерческого использования.

Портал «Вечная молодость» www.vechnayamolodost.ru
12.01.2009

Нашли опечатку? Выделите её и нажмите ctrl + enter Версия для печати

Статьи по теме