03 Февраля 2009

Инновации и налоги: последние изменения российского законодательства

Анна РУВИНСКАЯ, менеджер отдела налогообложения ПрайсвотерхаусКуперс
Журнал «Ремедиум» №6-2008.

Федеральный закон №195-ФЗ, принятый 19 июля 2007 г., вносит изменения в законодательство в целях формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности. С 1 января 2008 г. вступили в действие поправки во вторую часть Налогового кодекса РФ, стимулирующие развитие этой сферы.

Обычно под инновационной деятельностью понимают деятельность по созданию и использованию интеллектуального продукта, доведению новых оригинальных идей до их реализации в виде готового товара на рынке. К инновационной деятельности, в частности, относятся внедрение и тиражирование изобретений, ноу-хау, научно-технических разработок, научных произведений, открытий, создание опытных образцов, новых образцов техники, технологий и научно-технической документации и т.д.

Таким образом, изменения, внесенные в законодательство, направлены на создание благоприятного налогового климата для компаний, которые готовы инвестировать средства в развитие современных наукоемких продуктов и производств, а также внедрять на российском рынке современные технологии, созданные за рубежом.

Какие же изменения были внесены в налоговое законодательство и как они могут повлиять на деятельность фармацевтических компаний?

Налог на прибыль

В законодательство по налогу на прибыль внесены два принципиальных изменения, касающихся инновационной деятельности.

Во-первых, с 1 января 2008 г. основные средства, используемые для осуществления только научно-технической деятельности, могут амортизироваться с применением специального повышающего коэффициента, но не более 3. Конкретную величину коэффициента определяет налогоплательщик в учетной политике для целей налогообложения.

До 2008 г. использование специального коэффициента амортизации было возможно только в отношении основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды или повышенной сменности, основных средств, являющихся предметом лизинга, а также основных средств, используемых сельскохозяйственными организациями промышленного типа. Кроме того, право на использование специального коэффициента имели налогоплательщики – резиденты промышленно-производственных или туристско-рекреационных особых экономических зон.

С введением в действие изменений в Налоговый кодекс РФ компании, занимающиеся научно-технической деятельностью, также получили возможность использовать ускоренную амортизацию в отношении основных средств. Можно предположить, что льгота адресована компаниям, которые занимаются не только научными разработками (как, например, научно-исследовательские учреждения), но и техническим внедрением полученных разработок.

Из формулировки закона следует, что налогоплательщик может применять повышающий коэффициент в отношении основных средств, используемых исключительно для научно-технической деятельности. Т. е. те основные средства, которые (в равной степени) используются в процессе осуществления как научно-технической, так и других видов деятельности компании, должны амортизироваться в общем порядке.

Второе изменение, внесенное в главу 25 Налогового кодекса РФ, увеличивает норматив расчета расходов на НИОКР, принимаемых к вычету при определении налогооблагаемой прибыли компании. Речь идет о расходах на НИОКР в форме отчислений в специализированные фонды, которые раньше признавались для целей налогообложения в пределах 0,5% валовой выручки налогоплательщика. С 2008 г. размер норматива увеличен до 1,5% валовой выручки.

Налог на добавленную стоимость

Освобождение НИОКР от НДС

До 2008 г. налоговое законодательство освобождало от НДС научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), которые выполнялись за счет финансирования из определенных источников (например, из внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций, из Российского фонда фундаментальных исследований и т.д.), либо осуществлялись учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров.

С 2008 г. список НИОКР, освобождаемых от НДС, расширен и в дополнение к существовавшим льготам включает НИОКР, относящиеся к созданию новой продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий, если в состав таких работ включаются следующие виды деятельности:

  • разработка конструкции инженерного объекта или технической системы;
  • разработка новых технологий, т.е. способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми процессами в целостную систему, производящую новую продукцию (товары, работы, услуги);
  • создание опытных, т.е. не имеющих сертификата соответствия, образцов машин, оборудования, материалов, обладающих характерными для нововведений принципиальными особенностями и не предназначенных для реализации третьим лицам, их испытание в течение времени, необходимого для получения данных, накопления опыта и отражения их в технической документации.

Таким образом, фармацевтические компании, занимающиеся разработками инновационных препаратов, получают право не платить НДС в отношении НИОКР, удовлетворяющих вышеперечисленным требованиям, вне зависимости от источника финансирования.

Освобождение от НДС договоров на выполнение НИОКР, заключенных в 2007 г., сохраняется и в том случае, когда работы по таким договорам будут фактически выполнены после 1 января 2008 г. При этом момент оплаты НИОКР (т.е. до 1 января 2008 г. или после) не будет влиять на порядок налогообложения.

Освобождение от НДС услуг по передаче прав на объекты интеллектуальной собственности

В соответствии с изменениями в ст. 149 Налогового кодекса РФ, от НДС освобождается передача исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также передача прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основе лицензионного договора.

Следует отметить, что не все права на результаты интеллектуальной деятельности освобождаются от НДС. В частности, в сферу действия нового законодательства не попали товарные знаки и знаки обслуживания, передача прав на использование которых по лицензионному договору широко распространена.

Анализируя перечень прав, в отношении которых введена льгота по НДС, можно предположить, что намерение законодателя заключалось в льготировании тех прав, использование которых должно привести к приобретению и использованию инновационных технологий, созданию новых, наукоемких продуктов. В результате введения этой льготы со временем можно ожидать увеличения числа операций по передаче исключительных прав на секреты производства (ноу-хау).

В настоящее время наибольшее практическое значение указанная льгота будет иметь, в частности, для крупных международных фармацевтических компаний в связи с заключением лицензионных договоров на использование компьютерных программ. Такие компании заключают лицензионные договоры в отношении программного обеспечения, используемого для учета операционной деятельности и составления унифицированных отчетов на уровне группы. Здесь следует иметь в виду то, что новое законодательство предоставляет освобождение от НДС только в отношении передачи прав на программный продукт, тогда как на практике лицензионные договоры часто предусматривают предоставление лицензиаром сопутствующих услуг (например, услуг по технической поддержке программного продукта), которые должны облагаться НДС в соответствии с правилами места реализации этих услуг. Поэтому, чтобы воспользоваться освобождением от НДС, необходимо в лицензионном договоре стоимость права использования программного продукта и других элементов договора определять отдельно. Кроме того, в отношении применения указанного освобождения от НДС возникает много других вопросов. Например, можно ли применять освобождение при передаче прав на использование программного продукта, в отношении которого лицензионный договор заключен в 2007 г., но продолжает действовать в 2008 г.? В какой момент в этом случае происходит передача права использования программного продукта? Что произойдет, если лицензиар будет продолжать неправомерно взимать НДС в 2008 г. и сможет ли лицензиат принять такой НДС к вычету? Поскольку отказаться от использования указанной льготы нельзя, в случае уплаты поставщику НДС, не установленного российским законодательством, налоговые органы могут оспорить вычет такого НДС у лицензиата.

Учитывая то, что в отношении многих возникающих вопросов законодательство не дает четкого ответа, необходимо анализировать положения налогового законодательства применительно к конкретному лицензионному договору. Во многих случаях именно положения лицензионного договора позволяют сделать вывод о правомерности применения освобождения от НДС.

В заключение хочется отметить, что внесенные в Налоговый кодекс РФ изменения, возможно, создадут благоприятные условия для изменения российского фармрынка в плане перехода от рынка дженериковых ЛС к рынку оригинальных препаратов. Введение поправок в налоговое законодательство даст фармацевтическим компаниям стимул инвестировать в создание оригинальных препаратов и развивать российскую фармацевтическую промышленность. Те компании, которые делают ставку на развитие российских инновационных препаратов, могут получить существенное конкурентное преимущество перед компаниями, импортирующими дорогостоящие препараты иностранного производства.

Портал «Вечная молодость» www.vechnayamolodost.ru
03.02.2009

Нашли опечатку? Выделите её и нажмите ctrl + enter Версия для печати

Статьи по теме