22 Июля 2009

«Наука за продление жизни» на Всемирном геронтологическом конгрессе

Программа «Наука против старения» была представлена на IAGG-2009

Всемирный геронтологический конгресс (IAGG-2009), который состоялся в начале июля в Париже, собрал рекордное число участников – около шести тысяч из 82 стран. Это объясняется двумя связанными друг с другом причинами. Во-первых, открытия, исследования и технологические прорывы в фундаментальной биологии последних лет делают принципиально возможным значительное продление жизни человека. И сама эта возможность требует привлечения в эту область большого числа специалистов самых разных областей – не только биологов в самом широком смысле этого слова и, конечно, медиков, но и психологов, философов, юристов, социологов. Сотрудники и эксперты Фонда «Наука за продление жизни» приняли активное участие в конгрессе.

Open
На фото: открытие Всемирного геронтологического конгресса (IAGG-2009) 5 июля 2009 года.

Программа конгресса была разделена на четыре огромных раздела – «биологические науки», «здоровье и гериатрическая медицина», «психология и поведенческие исследования», «социальные, политические исследования».

И «биологический» раздел, безусловно, был самым интригующим, поскольку на его сессиях были представлены последние достижения науки в борьбе со старением. Среди участников были очень известные ученые, имена которых на слуху последние два-три года, – например, Вальтер Лонго из Университета Южной Калифорнии, которому удалось продлить жизнь дрожжевых клеток в десять раз, что является рекордом в опытах по продлению жизни. Основная часть докладов была посвящена изучению и поиску средств лечения возраст зависимых заболеваний, которых насчитывается сегодня несколько десятков, но присутствовал и общий подход к проблеме – попытка найти и обобщить механизмы старения человеческого организма и всего живого в частности.

05
Вальтер Лонго Леонард Хейфлик Суреш Ратан

Одна из главных в этом направлении сессий в Париже была названа весьма амбициозно: «Старение больше не является неразрешимой биологической проблемой». Первый доклад на ней представил знаменитый Леонард Хейфлик (США), утверждающий, что «причины биологического старения известны». Но выражение «не является неразрешимой проблемой» предполагает, что есть средства ее решения. Этих средств, профессор Хейфлик к сожалению не представил. Зато его коллега по симпозиуму, профессор Том Кирквуд, руководитель Института старения и здоровья Университета Ньюкасла (Великобритания) продолжил эту мысль таким образом: «Проблема старения решена, но это решение как раз демонстрирует всю ее сложность».

Он объяснил свою позицию так:
– Понадобится еще не один год (я даже не берусь прогнозировать приблизительный срок), когда наши сегодняшние знания о процессе старения могут быть использованы для воздействия на него.

06
Брюс Карнс. Калеб Финч и Том Кирквуд.

И все-таки на конгрессе были биологи, настроенные более оптимистично. Вторая «концептуальная» сессия, на которой председательствовал Суреш Ратан – профессор датского Центра молекулярной геронтологии и главный редактор международного журнала «Биогеронтология», называлась: «Почему мы стареем. Синтез современных представлений». Выступавший на ней профессор Брюс Карнс из Университета Оклахомы заявил, что для того, чтобы кардинально повлиять на процесс старения, необходимо «изменить нынешнюю биологию, повернув ее в сторону продления жизни». И сам подход к этой проблеме должен быть также изменен: «Вместо того чтобы спрашивать себя, как «прибавить годы к жизни», мы должны решать другую задачу – как прибавить жизнь к годам», – заявил Брюс Карнс. По его мнению, эта проблема должна изучаться системно, на разных уровнях устройства человеческого организма в рамках междисциплинарного проекта.

Paris_con_01
Постерная сессия. Михаил Батин, председатель попечительского совета Фонда поддержки научных исследований «Наука за продление жизни»; Елена Кокурина, координатор программы «Наука против старения»; Владимир Анисимов, Президент Геронтологического общества при РАН, эксперт Фонда.
Представленная Фондом Схема взаимосвязей процессов старения и стрессоустойчивости в организме человека вызвала большой интерес участников конгресса.

И такой подход уже реализуется – новую версию комплексной междисциплинарной программы «Наука против старения» (ее можно скачать в текстовом виде или в pdf) представил на конгрессе российский благотворительный Фонд «Наука за продление жизни». На данный момент среди авторов программы – 25 отечественных и зарубежных ученых, но, судя по тому интересу, который она вызвала на конгрессе, следующая версия будет еще более представительной. Например, уже упомянутый профессор Ратан предложил руководителю фонда Михаилу Батину подготовить для журнала «Biogerontology» статью о целях и задачах программы, и выдвинул идею – организовать дискуссию среди западных исследователей.

Paris_con_02
Профессор Владимир Анисимов выступает
с докладом на сессии «Мелатонин, биоритмы и старение».
Доклад Алексея Москалева, доктора биологических наук и эксперта Фонда, о влиянии умеренных стрессов на продолжительность жизни дрозофил вызвал много вопросов у заинтересованных слушателей.

Устные доклады ученых-экспертов фонда также вызвали интерес на конгрессе. Доктор биологических наук, специалист по генетике старения, ведущий научный сотрудник Института биологии Коми НЦ РАН Алексей Москалев представил данные последних исследований на тему «Роль HSF и HSP 70 в изменении продолжительности жизни после облучения или оксидативного стресса у Drosophila melanogaster».

Эксперты Фонда Леонид и Наталья Гавриловы представили на конгрессе свою работу о влиянии продолжительности жизни родителей на траекторию смертности людей.
Разработчик Схемы взаимосвязей процессов старения и стрессоустойчивости в организме человека Алексей Москалев и научный руководитель программы «Наука против старения» Владимир Анисимов.

Наталья и Леонид Гавриловы из Университета Чикаго, в течение многих лет работающие на стыке биологии, статистики и популяционных исследований в поисках предикторов старения, рассказали о влиянии продолжительности жизни родителей на траекторию смертности потомства у людей.

Президент Геронтологического общества РАН, научный руководитель программы «Наука против старения» председательствовал на секции, которая называлась «Мелатонин, биоритмы и старение», а сам представил доклад на тему «Мелатонин как геропротектор и канцероген».
Но примечательно, что все-таки «биологический раздел» на конгрессе оказался самым малочисленным (речь идет не о качестве, а именно о количестве). Об этом можно было судить хотя бы по той минимальной площади, которую занимали научные постеры по сравнению с теми, что были отданы гериатрам (врачам, которые занимаются лечением пожилых людей), социальным работникам, психологам. Такой подход мог бы быть оправданным, если бы все эти сферы были объединены идеологически и были направлены на решение единой задачи.

Есть надежда, что переговоры с ведущими биогеронтологами мира, которые Фонд «Наука за продление жизни» провел в Париже, будут способствовать объединению ученых, политиков, социальных работников в рамках единого проекта борьбы со старением.

Paris_con_04
Участники конгресса (слева направо): Мария Коноваленко (Россия), Евгений Фриндлянд (Израиль),
Михаил Батин (Россия), Леонид и Наталья Гавриловы (США), Алексей Москалев (Россия).

22.07.2009