04 Мая 2011

Дополнения к ПДД: читайте инструкции к лекарствам! (часть 1)

Влияние лекарственных средств на управление автотранспортом: «препараты риска»
Д.И.Трухан, д.м.н., проф., Л.Ю. Трухан, к.м.н., Омская государственная медицинская академия
Журнал «Российские аптеки» № 4-2010
Опубликовано на сайте «Ремедиум»

Вряд ли кто-то оспорит, что лучшее средство борьбы с ДТП – их профилактика. Какое отношение к этому имеют аптеки и фармспециалисты? Далеко не последнее. Целый ряд лекарственных средств (ЛС), в т.ч. безрецептурных, может негативно влиять на внимание человека, приводить к снижению быстроты психических и двигательных реакций. Зная круг таких лекарств, «первостольник» в процессе консультирования может предотвратить риски, которые они таят для пациентов, управляющих транспортом.

Нестероидные противовоспалительные препараты

Наш обзор мы начнем с группы лекарств, которые являются одними из самых назначаемых во всем мире. Среди побочных эффектов таких представителей нестероидных противовоспалительных препаратов (НПВП), как кетопрофен, декскетопрофен, кеторолак, лорноксикам, нимесулид, напроксен и мелоксикам, отмечаются головокружение и сонливость, вследствие чего при их приеме следует воздержаться от вождения автомобиля и занятий другими потенциально опасными видами деятельности. Снижение скорости психических и двигательных реакций возможно и в период лечения диклофенаком, а также комбинированным препаратом Амбене, содержащим фенилбутазон. Более строгие инструкции даны в отношении индометацина и ибупрофена – на фоне их применения следует избегать всех занятий, требующих повышенного внимания, быстрых психических и двигательных реакций.

Выше мы уже назвали мелоксикам среди ЛС, провоцирующих головокружения и сонливость. Добавим, что при широком применении этого НПВП были отмечены и такие нежелательные явления, как нечеткость зрения, спутанность сознания, нарушение ориентации, связь которых с приемом препарата расценивалась как возможная. Очевидно, что указанные эффекты управление автомобилем никак не улучшают.

Анальгетики и триптаны

Большинство ЛС, используемых для борьбы с головной и зубной болью, являются комбинированными препаратами, в состав которых входят компоненты, действующие на ЦНС и потому способные снижать скорость психомоторных реакций пациента, управляющего автотранспортом. Примером может служить популярное обезболивающее Пенталгин, которое, наряду с парацетамолом и анальгином (Пенталгин-ICN) или напроксеном (Пенталгин H) содержит сразу 3 «нейротропных» ЛС – кофеин, кодеин и фенобарбитал. Вследствие этого перед началом приема этого средства необходима оценка индивидуальной переносимости автомобилистом указанных компонентов. А вот в инструкции к аналогичным по составу препаратам Седальгин-нео и Седал-М и вовсе рекомендовано воздержаться от управления транспортом.
Не следует применять во время выполнения работы, требующей повышенного внимания и быстроты психомоторных реакций, и такой анальгетик, как Темпалгин: причина – наличие в его составе транквилизатора темпидона.

Из-за опасности развития сонливости, водителям транспортных средств с осторожностью следует применять многокомпонентные обезболивающие, в состав которых входят наркотический анальгетик кодеин, H1-гистаминоблокаторы хлорфенамин, фенирамин, прометазин (см. Памятку). Проявлять осмотрительность нужно и при фармакотерапии мигрени: самой болезни, а также приему триптанов, используемых для ее лечения (Имигран, Зомиг, Релпакс, Нарамиг), могут сопутствовать та же сонливость или головокружение.

Противомикробные препараты

К лекарствам из «группы риска» для водителей автотранспорта относится и множество препаратов, используемых в лечении инфекционных заболеваний. Среди антибиотиков особого внимания заслуживают фторхинолоны. Например, избегать занятий, требующих бдительности и расторопности, необходимо при применении офлоксацина, ципрофлоксацина и моксифлоксацина. Другие препараты этой группы – ломефлоксацин, норфлоксацин, пефлоксацин – могут вызвать головокружение и нарушение внимания, поэтому вопрос о возможности занятий потенциально опасными видами деятельности во время их приема следует решать только после установления индивидуальной реакции пациента на эти препараты.

В свою очередь, при приеме гемифлоксацина иногда отмечаются нарушения зрения (диплопия, изменение цветовосприятия), снижение слуха; все это также диктует необходимость индивидуального теста на переносимость ЛС.

Наконец, левофлоксацин, помимо головокружения, притупления внимания и оптических расстройств, способен вызывать скованность и сонливость. Это тоже ограничивает его применение у автомобилистов.

«Опасные для дорожного движения» лекарства есть и среди противопротозойных средств. От занятий, требующих повышенного внимания и скорости психомоторных реакций, следует воздерживаться при приеме тинидазола. С осторожностью у автомобилистов применяется и метронидазол, поскольку при лечении этим препаратом существует риск развития головокружений, нарушений сознания, атаксии, шума в ушах, расстройств слуха.

Разную степень риска для водителей таят и некоторые противогрибковые препарата. Строгие ограничения на вождение транспорта имеют место при применении гризеофульвина. На фоне приема кетоконазола у отдельных пациентов могут отмечаться головокружения, светобоязнь, парестезии; при лечении этим ЛС требуется персонализированный подход к решению вопроса о допустимости управления машиной.

Индивидуальная оценка реакции пациента на препарат для решения вопроса о его «автобезопасности» необходима и при использовании итраконазола, поскольку среди нежелательных эффектов этого средства есть головокружения и периферические нейропатии.

Антигистаминные препараты

Мы уже указали ряд старых антигистаминных ЛС, которые в составе комплексных анальгетиков могут отрицательно влиять на бодрость и бдительность пациента. Разумеется, что ими круг антиаллергических ЛС, потенциально опасных для тех, кто за рулем, не ограничивается.

Наиболее строгие предупреждения относительно возможных рисков при вождении транспортных средств содержатся в инструкциях к таким H1-гистаминоблокаторам I поколения, как Тавегил, Димедрол, Фенистил. Не разрешается управление автомобилем и на ранних стадиях применения Супрастина, Пипольфена (прометазина), Диазолина и Перитола. В процессе дальнейшего лечения этими средствами степень ограничений зависит от индивидуальной переносимости препарата пациентом.

При занятиях, требующих повышенного внимания и скорости реакций, с осторожностью следует принимать Фенкарол и Семпрекс.

Что касается антигистаминных ЛС последнего поколения, таких, как цетиризин, лоратадин, фексофенадин, Кестин, Ксизал, Эриус, то при приеме этих средств в рекомендуемых дозах клинически значимых нарушений способности к концентрации внимания и быстроты психомоторных реакций не выявлено. Вместе с тем в большинстве инструкций рекомендуется проверить индивидуальную реакцию на применяемый препарат до того, как приступать к вождению автомобиля или к выполнению других сложных задач, поскольку развитие сонливости и усталости при приеме этих препаратов все же не исключено.

Отметим, к слову, что различные производители по-разному трактуют безопасность одного и того же действующего вещества. Например, в инструкции к Кларитину (США) производителем допускается выполнение пациентом «потенциально опасных видов деятельности, требующих повышенного внимания и быстроты психических и двигательных реакций, в т.ч. вождение автомобиля». А вот листок-вкладыш к российскому дженерику лоратадина – Кларотадину содержит следующую рекомендацию: «в период лечения необходимо воздерживаться от занятий потенциально опасными видами деятельности, требующими повышенной концентрации внимания и быстроты психомоторных реакций».

В этом плане достойны уважения указания в инструкции к Ксизалу (левоцетиризину): «не выявлено нежелательных явлений при приеме препарата в рекомендуемой дозе, тем не менее целесообразно воздерживаться от занятий потенциально опасными видами деятельности, требующими повышенной концентрации внимания и быстроты психомоторных реакций».

Другие противоаллергические ЛС

В контексте нашей темы не лишне упомянуть также препараты других групп, используемые для лечения аллергических заболеваний.

Так, воздержание от потенциально опасных видов деятельности, связанных с необходимостью повышенного внимания, необходимо при приеме стабилизатора мембран тучных клеток кетотифена. А вот перед использованием антибронхоконстрикторного средства Эреспала пациенту надлежит пройти тест на индивидуальную чувствительность к препарату, поскольку при его приеме возможно развитие сонливости.

Производители препаратов Аколат и Сингуляр – ЛС из группы ингибиторов лейкотриеновых рецепторов – отмечают, что фактов, свидетельствующих о том, что их прием влияет на способность управлять автомобилем или движущимися механизмами, не выявлено. Однако в инструкции отмечено, что при приеме Аколата возможны повышенная утомляемость и апатия, связанные с возможной дисфункцией печени, а также головная боль; все это, как и в случае с Эреспалом, обуславливает необходимость проведения оценки индивидуальной реакции пациента на препарат.

Прием Сингуляра, в свою очередь, в соответствии с инструкцией, может сопровождаться появлением побочных эффектов со стороны ЦНС (галлюцинации, сонливость, раздражительность, возбуждение, включая агрессивное поведение, утомляемость, бессонница, очень редко судорожные припадки), что в случае их развития, очевидно, предполагает отказ от управления автотранспортом.

Продолжение следует.

Портал «Вечная молодость» http://vechnayamolodost.ru
04.05.2011

Нашли опечатку? Выделите её и нажмите ctrl + enter Версия для печати

Статьи по теме