Двойная терапия
Комбинация иммунотерапии и вакцины от рака помогла мышам с меланомой
Анастасия Кузнецова-Фантони, N+1
Британские ученые испытали комбинированное лечение рака на мышах с имплантированной меланомой. Метод заключается в одновременном использовании вакцины, запускающей иммунный ответ против антигенов опухолевых клеток, а также ингибитора контрольной точки PD-1, мешающего опухоли уходить от распознавания T-лимфоцитами. Через 40 дней лечения у мышей, которым проводили комбинированную терапию, объем опухоли оказался в два раза меньше, чем у мышей, которые лечились только ингибитором PD-1. Исследование опубликовали в Journal for Immunotherapy of Cancer (McAuliffe et al., Heterologous prime-boost vaccination targeting MAGE-type antigens promotes tumor T-cell infiltration and improves checkpoint blockade therapy).
Один из методов лечения злокачественных опухолей – иммунотерапия, при которой врачи стимулируют иммунную систему, чтобы она сама боролась с опухолевыми клетками. Это можно сделать с помощью вакцин, которые «обучают» T-лимфоциты распознавать раковые клетки и связываться с ними. Такие вакцины несут информацию о поверхностных белках, которые расположены на большинстве видов опухолей, а на нормальных клетках организма не встречаются.
Другой распространенный вид иммунотерапии рака – блокада контрольных точек иммунитета, которая мешает опухолевым клеткам уходить от T-лимфоцитов. Такая ситуация возникает в некоторых случаях, когда клетки рака связываются с рецепторами T-лимфоцитов и выключают их ответ, становясь «невидимыми» для иммунной системы. Ингибиторы PD-1 и PD-L1 блокируют эти рецепторы, и клетки рака снова нормально распознаются T-лимфоцитами.
Исследователи под руководством Бенуа Ван ден Эйнде (Benoit J Van den Eynde) из Оксфордского университета создали препарат, который сочетает в себе вакцину от рака с иммунотерапией. Для этого они использовали аденовирусный вектор ChAdOx1, который содержится в коронавирусной вакцине от AstraZeneca. Ученые выбрали этот вектор, так как вакцины на его основе запускают сильный T-клеточный ответ. Вирусный вектор кодирует белки MAGE и NY-ESO-1, располагающиеся на поверхности раковых клеток. Эти антигены и учатся узнавать T-лимфоциты. Кроме этого, исследователи решили усилить эффект от вакцины и дополнительно вводить ингибитор PD-1, который мешают опухолевым клеткам избегать распознавания T-лимфоцитами.
Комбинированное лечение проверили в экспериментах на мышах, которым имплантировали клетки меланомы подкожно. Животных разделили на две группы по 6 мышей: одну лечили только ингибитором PD-1, а вторую также вакцинировали тремя дозами разработанного препарата с интервалом в две недели.
Через 40 дней после начала лечения у мышей из группы комбинированной терапии объем опухоли был в два раза меньше, чем у животных, которые лечились только ингибитором PD-1 (p<0,0001). В группе, которая получала комбинированную терапию, до конца эксперимента (50 дней) дожили три мыши, а в группе, которой вводили только ингибитор PD-1, выжила одна мышь (p<0,001).
В конце этого года врачи планируют начать клинические испытания совместного использования вакцины от рака и ингибиторов контрольных точек иммунитета у 80 человек с раком легких.
Портал «Вечная молодость» http://vechnayamolodost.ru