Персонализированная медицина: от бомбежки к снайперскому выстрелу
Лекарство haute couture
Галина Костина, «Эксперт» № 9-2009
Пожалуй, каждому из нас приходилось сталкиваться с ситуацией, когда таблетки не помогали. Даже если они не были фальсификатами. Медики знают, что пациенты могут быть невосприимчивы к определенным лекарствам. Всемирная организация здравоохранения приводит такие факты: из онкологических больных от 30 до 80% не реагируют на традиционную терапию, из больных бронхиальной астмой – от 40 до 75, мигренью – 30–60, сахарным диабетом – 70–75%. Список большой. Основная причина этой фармакотерапевтической проблемы в том, что многие средства направлены на симптомы, а не на причину, фармацевты нацеливаются на болезнь, а не на больного, особенности которого обусловлены его уникальным геномом. Современные научные знания молекулярной биологии позволили в последние годы развиться новому направлению, которое называют таргетной, или целевой, терапией. Исследования фармацевтических компаний направлены на поиск мишени, если не единственной, то одной из ключевых в том или ином заболевании. А создаваемые методы диагностики позволяют выяснить, поддастся ли лечению болезнь конкретного пациента. Собственно, цель персонализированной медицины в том и состоит, чтобы найти нужное лекарство для конкретного человека на основании новых методов диагностики, а также оптимизировать схему лечения, буквально наблюдая, как исчезает болезнь. Персонализированная медицина – в числе ведущих трендов мировой фармацевтики: одни компании специализируются на создании инновационных препаратов и разрабатывают точно бьющие в цель лекарства, другие – новейшие диагностические системы. Группа компаний Roche, где исторически развиты как диагностическое, так и фармацевтическое направления, из тех, кто и задает этот тренд.
От бомбежки к снайперскому выстрелу
Эволюция терапии, приведшая к персонализированному подходу, очень хорошо прослеживается на примере онкологии. Первую противоопухолевую терапию врачи сейчас уже называют ковровыми бомбардировками, потому что лекарства против раковых клеток подкашивали и здоровые. Ученые пытались модифицировать такие препараты, чтобы хоть
История создания рошевского препарата герцептина на основе моноклональных антител стала уже классическим примером, демонстрирующим, как успехи молекулярной биологии позволяют индивидуализировать терапию. Это лекарство создано для лечения одного из самых распространенных онкологических заболеваний – рака молочной железы (РМЖ). До него врачи отмечали, что примерно треть пациенток, пораженных этим недугом, либо очень плохо поддавались традиционной терапии, либо не поддавались вовсе. Болезнь же протекала стремительно и агрессивно, характеризовалась ранним метастазированием. Медикам было понятно, что они имеют дело
Герцептин лечит не любой рак молочной железы, а только определенного, но очень злобного подтипа. Теперь с помощью специальных тестов можно выявить этот подтип и бороться с ним довольно успешно. На основании действия герцептина и тестов, выявляющих РМЖ
Когда стало известно, что мишенью для лечения некоторых видов рака, в частности немелкоклеточного рака легких, может стать рецептор
Большие надежды на пути к персонализированной медицине Roche связывает с применением совсем нового класса таргетных препаратов на основе малых РНК. Они смогут пресекать развитие болезни на более ранних этапах, чем это делают, к примеру, те же моноклональные антитела и малые молекулы, их можно подобрать с учетом генетических особенностей пациентов.
Десять лет назад было открыто явление
«Мы хотим уйти от практики, когда пациент начинает принимать все новые и новые препараты. Проходит неделя, другая, он берется за новое лекарство, которое тоже не помогает, – говорит президент и глава глобального
Сейчас Roche старается подходить к проблеме комплексно, создавая как препараты, так и тестовые системы. Так, созданная в компании
Новая
Эволюция создания диагностических тестов и препаратов нового класса для таргетной терапии вывела компанию на новую схему внедрения инноваций.
Стратегические кабинеты
«Несмотря на то что дела у компании шли неплохо, мы чувствовали, что увязли в традиционном подходе к созданию препаратов, и ощущали потребность в переменах, – рассказывает Ли Баббис. – Масса структур все больше затрудняла свободное общение исследователей, разработчиков, менеджеров и, казалось, вытравливала дух творчества». По каждому из пяти направлений руководство создало команды из четырех человек, их основной задачей была организация процесса, начиная с выбора цели и заканчивая обоснованием концепции: один отвечал за НИОКР, второй – за прикладные исследования на ранних этапах, третий – за клинические испытания на поздних этапах, четвертый – за стратегическое размещение на рынке. Эти «четверки» назвали стратегическими кабинетами. Они получают поддержку всей группы компаний, а также помощь многочисленных партнеров – научных и фармацевтических компаний, с которыми Roche имеет долговременные связи. «Раньше все шло по наезженной десятками лет колее, участники одного этапа исследований не вмешивались в дела участников другого, – продолжает Ли Баббисс. – Эта традиционная схема создания лекарств стала громоздкой и инертной». Сейчас же, благодаря приобретенным и созданным внутри компании новым технологиям исследования in vitro и in vivo, испытания ведутся не последовательно, как раньше, а параллельно. Это дает уже на самых ранних этапах создания нового препарата уверенность в его эффективности, позволяет вкладывать в наиболее успешные проекты больше инвестиций и ускорять процесс доведения перспективного лекарства до рынка.
«Новая стратегия направлена на самый широкий доступ к инновациям, – говорит Ли Баббисс. – И не важно, где мы их получаем – в своей компании, в приобретаемых компаниях или у партнеров, которых у нас, исходя из этой задачи, великое множество. Мы ищем лучшее, что есть вокруг нас, и стараемся это лучшее поддерживать». К примеру, три года назад Roche открыла в Китае один из своих научных центров, о котором Ли Баббисс отзывается так: «Мы очень бережно относимся к людям, которые там работают, пытаясь сохранить их взгляды, их культуру, их незашоренность. Мы поддерживаем их материально, позволяя опробовать множество научных концепций. Этот центр, в частности, работает над перспективным направлением использования терапевтических РНК».
Для Roche важно, чтобы новые научные знания как можно быстрее переходили в практическую плоскость. Новые подходы, по мнению Северина Швана, дают компании преимущество, особенно в нынешнее кризисное время: «Мы рассчитываем, что на огромном рынке лекарственных препаратов созданные нами – очень точные и потому эффективные и наиболее безопасные – будут наиболее востребованы».
Портал «Вечная молодость» www.vechnayamolodost.ru
10.03.2009
Теги: персонализированная медицина, разработка препаратов