01 Сентября 2021

«Спутник» в Аргентине

Что на самом деле выяснили аргентинские ученые, тестируя эффективность «Спутника V»?

«Наука из первых рук»

Российская вакцина «Спутник V» против коронавируса SARS-CoV-2 была зарегистрирована в Аргентине еще в декабре 2020 г. Недавно аргентинские исследователи опубликовали результаты по оценке ее эффективности спустя полгода после вакцинации на здоровых добровольцах и людях, ранее перенесших болезнь.

По данным ВОЗ, к августу 2021 г. пандемия COVID-19 унесла более 4,4 млн жизней. На сегодня считается, что основной способ остановить пандемию (или, по крайней мере, уменьшить число тяжелых случаев болезни и смертей) – это массовая вакцинация.

Хотя здесь есть проблема – появление новых вирусных вариантов с мутациями в гене, кодирующем поверхностный белок-шип S, с помощью которого коронавирус инфицирует клетку. Такие вирусные штаммы потенциально могут «уходить» из-под действия нейтрализующих антител, вырабатываемых в результате действия вакцин, созданных для противодействия штамму-родоначальнику.

Как известно, «Спутник V», разработанный Национальным исследовательским центром эпидемиологии и микробиологии имени Н. Ф. Гамалеи (Москва), создан на основе генно-модифицированного аденовируса, в геном которого встроен коронавирусный ген, кодирующий белок-шип. И вот недавно аргентинские ученые опубликовали препринт (так называемый «сырой» вариант статьи), где оценили уровень и нейтрализующую способность антител IgG против этого коронавирусного белка у 118 добровольцев – медицинских работников, вакцинированных двумя дозами «Спутника». Считается что именно эти антитела, чей уровень обычно достигает пика через полтора-два месяца после болезни, а потом медленно снижается, и обеспечивают длительный иммунитет.

Antibodies.jpg

Лимфоциты синтезируют пять типов антител. Антитела (иммуноглобулины) представляют собой белки с двумя «легкими» и двумя «тяжелыми цепями», соединенными дисульфидными (S–S) связями. Цепи содержат как константные, так и вариабельные части, которые отвечают за специфическое связывание антител с разными антигенами и значительно различаются у разных антител. Разные типы антител отличаются по структуре и размерам легких и тяжелых цепей, а также по наличию J-компонента, который связывает несколько молекул с образованием димеров (IgA) или пентамеров (IgM).

Образцы крови у испытуемых брали перед вакцинацией и через 21, 42, 120 и 180 дней после первой дозы вакцины. Предварительно участников разделили на две группы по наличию соответствующих антител еще до вакцинации – этот показатель рассматривают как маркер перенесенной коронавирусной инфекции. Активность полученных антител была оценена по отношению как к исходному (уханьскому) варианту SARS-CoV-2, так и к новым: альфа из Великобритании, бета из Южной Африки, гамма из Бразилии, дельта из Индии и лямбда из Аргентины.

Первые результаты оказались вполне ожидаемыми. Выяснилось, что через полгода после вакцинации уровень антител IgG против белка-шипа коронавируса у людей, исходно их не имевших, снижается на порядок. У тех, кто ранее переболел COVID-19, этот уровень снизился не так резко, но при этом и снижение шло с более высоких исходных значений. Что касается общей нейтрализующей активности антител, то она в целом также несколько снизилась со временем. При этом эффективность по отношению к вариантам альфа и дельта снизилась ненамного по сравнению с исходным штаммом, а к вариантам бета и гамма – более заметно.

Неожиданности были впереди. Рассчитав индекс эффективности нейтрализации (т.е. разделив нейтрализующий титр каждого образца на концентрацию в нем антител IgG), ученые выяснили, что у уже переболевших относительная эффективность антител существенно не менялась, а вот у здоровых вакцинированных – даже повысилась!

Что означают эти результаты? На основе этих данных можно говорить, что через полгода после вакцинации «Спутником V» антитела более эффективно нейтрализовали вирус SARS-CoV-2, несмотря на снижение их титров в крови. Так что этот последний факт сам по себе не может служить показателем ослабления противовирусной защиты.

По мнению аргентинских ученых, относительная эффективность нейтрализации SARS-CoV-2 антителами растет в результате процесса их созревания, при котором изменчивые участки этих иммунных белков становятся лучше «приспособленными» по отношению к мишени. И это будет справедливо не только для исходного «уханьского» варианта, но и для других, появившихся позже.

Что касается практических выводов этой работы, то она свидетельствует против необходимости повторно вакцинироваться через полгода, к чему сегодня призывают. Что особенно важно с точки зрения не только поддержания здоровья, но и доступности вакцины, которой пока не хватает даже для первичной «поголовной» вакцинации населения РФ. А те, кто задумывается о необходимости вакцинации-ревакцинации от COVID-19 после перенесенной болезни, могут принять решение, основываясь на анализе в крови уровня антител IgA. Обычно такие «ранние» антитела исчезают спустя 3–4 месяца после заболевания, но у ведь у «ковида» все не как у людей!

Портал «Вечная молодость» http://vechnayamolodost.ru


Нашли опечатку? Выделите её и нажмите ctrl + enter Версия для печати

Статьи по теме