Фармацевтика с человеческим лицом
Фармчеловек
Дарья Николаева, приложение к газете «Коммерсантъ» от 15.06.2010
Опубликовано на сайте Ремедиум
Фармацевтические компании развивают направление персонализированной медицины, предполагающей индивидуальный подход к пациенту. Теперь они не только производят таблетки, но и разрабатывают комплексные решения, состоящие из диагностики, создания индивидуального лекарственного препарата и персональной терапии.
Человек заболевает и, чтобы вылечиться, обращается не к врачу в больницу, а в фармацевтическую компанию. Там ему ставят диагноз, создают на основе анализов индивидуальное лекарство и методику лечения. Похоже, такой сценарий уже не фантастика. Сегодня фармкомпании предлагают конкретному пациенту конкретные лекарства, методы или процедуры с использованием фармацевтических составляющих. Практически во всех крупных фармкомпаниях признают, что параллельно с производством лекарств идет процесс создания новейших методов лечения и диагностики. И именно это явится настоящим прорывом в фармацевтической отрасли, которая в будущем станет инновационным полем создания новых методов лечения.
Персональный вызов
Уходит в прошлое принцип «одно лекарство для всех», заявляют в компании «Рош» и предлагают комплексные решения – одновременно и диагностические, и фармацевтические. Компания уже несколько лет активно развивает стратегию персонализированной медицины. Ее суть – на основе достижений молекулярной биологии и диагностики найти терапию, подходящую определенному пациенту.
«Медицина становится персонализированной, то есть выбор способа лечения зависит от индивидуальных генетических особенностей человека»,– говорит глава представительства «Хемофарм» в России Милош Давидович. Действительно, сегодня наука шагнула так далеко, что одно заболевание может быть разделено на несколько типов в зависимости от гистологии, биологии и генотипа опухоли. Именно поэтому лечение становится все более и более ориентированным на пациентов определенного профиля. По оценкам экспертов, уже к 2030 году персонализированная медицина будет занимать около 25% мирового фармацевтического рынка, или $250 млрд.
Правда, в фармацевтических компаниях признают, что пока речь идет не о персонализированном аспирине или анальгине, а о препаратах для лечения сложных и редких заболеваний. Сейчас ведутся разработки новых препаратов, нацеленных на индивидуальные особенности человека, преимущественно в области онкологии, сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний нервной системы. Однако разработчики новых лекарств убеждены: со временем диапазон лекарств и терапии будет существенно расширен.
Ставку на индивидуальный подход к лечению делают в компании Bayer. Ключом к персонализированной медицине там считают фармагенетику и разрабатывают новые методики лечения рассеянного склероза, гемофилии и некоторых разновидностей рака. «Сейчас фармкомпании нацелены на создание комплексного поэтапного лечения пациентов и уже успешно внедряют новые технологии, например таргетную терапию»,– говорит Антон Пушкарев из Bayer HealthCare. В качестве примера таргет-препарата (от англ. «target» – «мишень») в Bayer приводят так называемые киназные ингибиторы и антиангиогенные активные вещества – они препятствуют снабжению опухоли питательными веществами. Гордится компания разработкой таргетного препарата нексавар – он действует только на опухоль, не поражая здоровые клетки.
В компании «АстраЗенека Россия» приводят другой пример инновационного лечения рака легкого на основе индивидуального подхода. Так, зная, что на основании молекулярно-генетических тестирований можно выделить группу пациентов, для которых предложенная терапия будет наиболее эффективной, там работают с российскими экспертами из семи центров по всей России над тем, чтобы создать возможность правильной и, что самое главное, своевременной идентификации этой группы пациентов и, как результат, индивидуализировать терапию каждого. «За этим будущее. Все больше и больше инновационных средств, которые мы разрабатываем сейчас, особенно в области онкологии, предназначены именно для таргетной терапии определенных групп пациентов»,– говорит президент «АстраЗенека Россия» Фредерик Жирар.
В фармкомпаниях отмечают, что роль профилактики и диагностики заболеваний выйдет на качественно новый уровень, что поможет предотвратить болезнь на ранних стадиях или избежать ее вовсе. В Bayer HealthCare, отмечая, что подход к лечению рака станет более индивидуализированным, считают перспективным заранее определять, для какого пациента какие активные вещества будут наиболее действенными, чтобы обеспечивать как можно более высокую эффективность терапии.
Таким образом, уже сейчас есть все предпосылки для трансформации фармкомпаний в нечто большее, чем просто производители таблеток. По мере накопления знаний будет совершено большое количество системных открытий, которые изменят наши представления о фармацевтике, убеждены разработчики новых препаратов. «Очевидно, что та индустриальная модель, в соответствии с которой фармкомпании много лет успешно действовали,– завалить мир блокбастерами – должна измениться. Через какое-то время они будут создавать не только лекарства, но и комплексные решения лечения, и это происходит уже сейчас»,– резюмирует председатель совета директоров «Биокад» Дмитрий Морозов.
Доктор инноваций
Трансформируется и роль врачей. Она будет со временем постепенно уменьшаться, и пальма первенства в союзе фармацевтика-медицина перейдет к фармацевтическим компаниям. Разработчики лекарств представляют уже совсем фантастичные гипотезы: у врачей в дальнейшем будет роль посредника – когда препарат будет разрабатываться индивидуально для каждого человека и фармкомпания, которая создает такой препарат, будет предлагать и методику лечения, а врачу останется только контролировать состояние пациента.
Роль врача должна измениться в системе здравоохранения нового уровня, основанной на единых стандартах лечения, и за этим будущее. По мнению Дмитрия Морозова, выход на новый уровень возможен с созданием экспертной системы, состоящей из медицинских институтов, ассоциаций врачей, страховых и фармацевтических компаний. В такой системе концентрируется и регламентируется наиболее ценный опыт, знания и методики лечения, лучшие практики применения лекарств, показавшие свою эффективность. «Таким образом, пациент имеет дело не непосредственно с врачом, который определяет, как его лечить, а с системой методик лечения и определенными лекарственными препаратами, которые гарантированно его вылечат. Уже сейчас многие врачи работают по таким алгоритмам»,– говорит Дмитрий Морозов.
У концепции, согласно которой в будущем фармкомпании смогут предлагать диагностику и терапию, есть и противники – преимущественно из врачебного сообщества. Вице-президент Российской медицинской ассоциации, заслуженный врач России Георгий Комаров считает, что фармкомпании не смогут даже отчасти заменить систему здравоохранения, предлагая технологии лечения, поскольку определять методику лечения должны врачи. «Задача фармацевтов – разрабатывать лекарственные препараты, открывать новые. Если фармацевтика будет предлагать методы лечения, то лечение превратится в торговлю, а это вредная вещь»,– убежден Георгий Комаров. При диагностировании фармкомпании предлагают лечение своими препаратами, свои методики лечения, что, по сути, ограничивает свободу выбора терапии, отмечают в медсообществе.
Впрочем, даже сторонники подхода «каждый должен заниматься своим делом: фармацевты – создавать лекарства, а врачи – лечить» признают необходимость объединения фармацевтов и врачей, что называется, во имя будущих свершений. Так, президент «АстраЗенека Россия» Фредерик Жирар отмечает, что новые лекарства все более и более сложны по молекулярной структуре, поэтому компания тесно сотрудничает с медицинскими специалистами. «Но и в будущем роль фармацевтических компаний как локомотива прогресса в области лекарственных инноваций и развития медицинской науки останется неизменной»,– отмечает представитель Pfizer в России Ирина Гущина.
Индивидуальная таблетка
Вице-президент компании Hovione (Португалия) РАФАЭЛЬ АНТУНЕШ полагает, что будущее медицины и фармакологии за персональными методиками и препаратами лечения.
– На фармфоруме CPhl China 2010 (2-4 июня, Шанхай.– «Ъ») вы говорили о том, что в будущем будут востребованы таргет-препараты. Считаете ли вы, что фармацевтические компании скоро действительно будут ориентироваться на производство индивидуальных лекарств и сопутствующих методик лечения?
– Думаю, что индивидуальная терапия будет действительно востребована и покажет значительный рост уже в ближайшем будущем. Пока об этом громко не говорят и не обнародуют планов, но это сектор, о котором компании обязательно задумаются в будущем. Такова моя экспертная оценка.
– Вы считаете, что для фармацевтических компании такой бизнес, как создание и развитие специализированной терапии, является перспективным направлением?
– Пока говорить о тренде рано, но это так. За индивидуальными препаратами будущее. Особенно это будет востребованным для лечения редких заболеваний, для которых нужны индивидуальные препараты и методики. Прежде всего это онкология, заболевания нервной системы.
– Можно ли говорить о том, что каждый человек сможет получать в будущем индивидуальную таблетку и персональное лечение?
– Ну, если у него много, то почему нет? Создавать индивидуальные лекарства – очень дорогое удовольствие. Пока речь идет только о лечении редких заболеваний, а не массовом производстве таких препаратов. То, что компаниям не приносит прибыли, они не будут делать, именно поэтому сейчас они по большей части ориентируются на массового пациента. А вложение в такую отрасль, как индивидуальная терапия, требует много инвестиций, причем долгосрочных. Возможно, с развитием науки фармацевтика будет двигаться в таком направлении – создавать индивидуальные лекарства для каждого.
Портал «Вечная молодость» http://vechnayamolodost.ru
18.06.2010