Искусственные органы: бензин российский, идеи итальянские
Органы на вырост
Людмила Шаповалова, «Эксперт Юг» №1-4/2012; фото: Елена Синеок
На базе Кубанского медицинского университета итальянский хирург Паоло Маккиарини разворачивает лабораторию регенеративной медицины в рамках освоения мегагранта. Предполагается, что за два года в Краснодаре научатся выращивать человеческие органы
Уровень суеты, поднятой в Кубанском медуниверситете приездом профессора Паоло Маккиарини, таков, что сразу понятно: будущее наступило здесь внезапно. Отвечавшие за подачу заявки сотрудники говорят, что до последнего дня не знали, что университет окажется среди победителей, и даже диссертационные проекты 2011 года, подаваемые до 1 октября, не успели направить в нужные для предстоящих исследований русла. 21 сентября в вузе узнали, что стали обладателями 150 млн рублей – беспрецедентной для российской науки суммы, которую предстоит освоить за два года, совершив большой рывок и, возможно, поместив кубанскую медицину на научную карту мира. Сам Маккиарини признаёт, что университет, несмотря на наличие солидной клинической базы, «недостаточно велик» для такого уровня исследования, и для того, чтобы за два года добиться значительных результатов, «необходимоочень сильно ускориться», предупреждает профессор с ледяным спокойствием.
Кажется, что с такой скоростью закупка оборудования, отбор и обучение специалистов не проводились ещё ни разу не то что в Кубмеде – ни в одном вузе Юга вообще. В сентябре были объявлены победители, в начале ноября учёный провёл первые собеседования, в декабре первые специалисты, прошедшие отбор, были направлены на обучение в Москву и в Стокгольм. Действия Маккиарини рождают не только ощущение предельной сжатости времени, но и формализацию процессов без потопления их в бюрократическом море: для него принципиально важно продемонстрировать, что в российском регионе можно работать открыто и легально, без связей и давления.
Проект для Юга тем более значим, что он здесь единственный такой. Заявки на мегагранты подавал целый ряд южнороссийских вузов, среди них – НИИ Физической и органической химии, НИИ физики и НИИ биологии ЮФУ, Волгоградский медуниверситет. Однако Кубань одержала очередную убедительную победу – теперь уже на поле науки. Кто-то склонен объяснять успехи краснодарцев сильным административным ресурсом края, но представители университета уверяют, что сами постарались. Каким бы ни был источник победы, важно то, что регион имеет возможность в кратчайшие сроки добиться выдающихся результатов в сфере, в которой Кубань доселе была мало кому известна.
Новое слово в выращивании органов
Регенеративная хирургия – одно из новейших направлений медицины, ему не более двадцати лет от роду. Если предельно упростить суть, то можно сказать, что назначение этого направления – выращивать органы. Профессор Маккиарини сосредотачивает свои усилия в торакальной хирургии – операциях в области груди, конкретнее – на трахее. Это один из самых сложных для пересадки органов человеческого тела, во-первых, из-за огромного числа мелких кровеносных сосудов, без которых трахея нежизнеспособна, во-вторых, из-за близости к агрессивной среде внешнего мира и высокого риска инфицирования. Успехи в трансплантологии сердца, печени, почек и лёгких обусловлены во многом тем, что при пересадке этих органов решается задача присоединения одной крупной артерии и одной крупной вены, а органы в известной степени отгорожены от внешнего мира. Трахея – достаточно уязвимая зона человеческого организма: она может быть поражена в результате раковых заболеваний, осложнений после туберкулёза, внешних воздействий – ожогов, механических, а заменить её трудно. Первая операция по трансплантации трахеи была проведена только в 1998 году в Кливленде (США), причём пациент был обречён до конца жизни принимать иммуноподавляющие препараты, чтобы не произошло отторжение донорского органа.
На публичной лекции для студентов вуза Паоло Маккиарини пообещал за два года выучить русский язык,
с условием, что краснодарские студенты освоят английский, чтобы иметь доступ в международное научное сообщество
Регенеративная хирургия призвана преодолеть два принципиальных препятствия для развития трансплантологии: во-первых, доступность донорских органов, во-вторых, их приживаемость в новом организме. Маккиарини более пятнадцати лет шёл к тем результатам, которые достигнуты сейчас: его методика преодолела три больших этапа. На первом каркасом трахеи для пациента послужила трахея умершего донора. Её очистили от клеток прежнего владельца при помощи ферментного раствора и привнесли в неё стволовые клетки будущего обладателя, после чего поместили в биореактор. Стволовые клетки, благодаря специальной обработке, образовали на каркасе тканевую оболочку, и спустя какое-то время в Барселоне была проведена успешная трансплантация.
На втором этапе Маккиарини отказался от использования биореактора, решив развить более передовой метод и вырастить новую трахею внутри тела пациента. Каркас, как и прежде, был взят у умершего донора и тоже очищен от его клеток. У пациентки, которой пересадили трахею, взяли клетки костного мозга и эпителиальные клетки из носовых пазух и нанесли их на каркас. Группа исследователей во главе с Маккиарини открыла, что клетки соединительной ткани организма, фибробласты, имеют рецепторы для восприятия эритропоэтина, широко используемого в трансплантологии. Это вещество пробуждает спящие в организме стволовые клетки и побуждает их к делению, так что все этапы образования необходимых тканей проходили внутри пациентки. Спустя два месяца после операции трахея создала собственную систему кровоснабжения, стала жизнеспособна, а пациентка впервые за много лет смогла говорить. Подобная трансплантация в 2010 году была проведена и в Москве, под руководством итальянского учёного.
Сегодня это уже не последнее слово в регенеративной медицине. В начале ноября 2011 года Маккиарини опубликовал результаты работы, которая вообще не предусматривает наличие трупных донорских органов, – и это огромный рывок в медицине в целом. 36-летнему пациенту, пострадавшему от рака трахеи и перенесшему радиотерапию, вживили так называемый биоискусственный орган. Каркас трахеи на этот раз сделан из нанокомпозитных материалов, то есть он изначально не был носителем агрессивных клеток чужого организма. Это открывает широчайшие возможности для трансплантологов, во-первых, снимая многие вопросы биоэтики, во-вторых, делая операцию более доступной. Подготовка донорской трахеи занимает достаточно длительный период, а для детей, например, доноров практически нет. Лаборатория для дальнейших исследований в области нанотехнологий и регенеративной хирургии теперь должна появиться и в Краснодаре.
Не только административный ресурс
Главное препятствие – трудность принятия нового – Маккиарини к настоящему моменту уже преодолел. Готовя самую первую операцию в Барселоне, он был вынужден финансировать почти весь процесс самостоятельно. Разные этапы работы проводились в разных городах, и когда необходимо было везти из Бристоля культивированные тамошними учёными клетки, пришлось нанять частный самолёт: на борт пассажирского рейса отказались принять жидкость объёмом больше 100 мл. «Когда на мастер-классе в Москве я представлял эту технологию, – продолжает вспоминать Маккиарини, – российские учёные едва не растерзали меня: они не верили, что такую трансплантацию можно провести без васкуляризации (формирования кровеносных сосудов. – “Эксперт ЮГ”)».
Учёный, по его словам, был готов к тому, что пройдут месяцы и даже годы, прежде чем технологию примут: «Но если сравнить сегодняшнюю ситуацию с той, которая была несколько лет назад, то можно увидеть, что многое изменилось: теперь люди активно интересуются сотрудничеством со мной. Когда ты делаешь что-то новое, ты всегда встречаешь критику, это нормально. Я не боюсь непонимания: только глупые люди не меняют своего мнения».
Грант, выделенный университету, составляет 150 млн рублей, период действия – 2011-2013 годы с возможным продлением на 1-2 года. Кроме того, по условиям конкурса, вуз обеспечивает софинансирование проекта, которое будет осуществляться из внебюджетных средств в размере 43 млн рублей. Ректор медицинского университета Сергей Алексеенко считает, что ключевую роль в получении гранта сыграло наличие хорошей клинической базы – Краевой клинической больницы № 1. «Медицинская помощь, которую можно оказывать в условиях ККБ номер 1, находится на высоком европейском уровне, и научные контакты её специалистов помогли нам при составлении проекта. В рамках Центра регенеративной хирургии предусмотрено создание двух лабораторий – фундаментальных исследований, которая будет базироваться в университете, и прикладной, которая расположится в краевой больнице, – комментирует г-н Алексеенко. – На площадях, переданных больницей по договору о совместной деятельности, мы разворачиваем часть оборудования, закупаемого на средства гранта. Губернатор края предоставляет достаточно возможностей для того, чтобы поддерживать эту клиническую базу на самом высоком уровне».
Некоторые считают, что пресловутый административный ресурс сыграл решающую роль в добыче грантов. Однако сам университет был не вполне уверен в своей победе, и даже не представлял, по каким параметрам будет оцениваться заявка. Строго говоря, этих параметров не знал никто из заявителей: только постфактум, по итогам второй волны присуждений, Минобрнауки опубликовало методику выявления победителей, которая после виртуозных разъяснений всё равно осталась туманной. В любом случае, был ли задействован административный ресурс в лице выбивающего, кажется, абсолютно всё, на что он нацелится, губернатора Александра Ткачёва, или нет, было бы не очень умно судить победителя. Тем более что воздействие Ткачёва на Маккиарини может быть только нулевым: всё, на что нацелен профессор, лежит исключительно в области науки, и согласие он давал, оценивая свои личные перспективы как учёного. «Работа над этим проектом меня заинтересовала именно в силу того, что есть возможность использовать мощности и университета, и клиники, – поясняет Маккиарини своё согласие участвовать в заявке. – Очень важен был опыт профессора Владимира Порханова, руководящего больницей: объём трансплантаций, проведённых здесь, один из самых больших в стране, а люди, которые трудятся в клинике, открыты всему новому. У меня не так много опыта работы в российской системе образования, чтобы судить, хороша она или плоха. Но я считаю, что сейчас как раз тот момент, который можно использовать для изменения отношения к ней, прежде всего у молодых людей. Для студентов это прекрасная возможность использовать новые технологии, получать новые знания, стать более открытыми интеллектуально».
Лаборатория на будущее
Как рассказал проректор по научно-исследовательской работе профессор Андрей Редько, на участие в исследовании было подано более 30 заявок. В данный момент в проекте задействовано 16 специалистов, которые уже начали проходить обучение в Федеральном медицинском биофизическом центре им. А. И. Бурназяна ФМБА России в Москве и в Каролинском университете Швейцарии, где базируется сам Маккиарини. Г-н Редько замечает, что во время отбора будущих коллег итальянский хирург сделал вывод о достаточно высокой компетентности краснодарских молодых учёных. «Наша задача, – говорит Маккиарини, – дать им лучшее образование, сделать из них учёных высокого класса. Они смогут уехать на Запад или остаться работать здесь. Моё имя весьма уважаемо в научной среде, и если они скажут, что учились у меня, все двери для них будут открыты. Я уверен в том, что программа завершится успешно, и та лаборатория, которая будет развёрнута в клинике профессора Порханова, станет впоследствии работать на клинику».
Вопрос дальнейшей занятости специалистов, участвующих в исследованиях, небезынтересен. С одной стороны, есть риск миграции хорошо обученных учёных (хотя их руководитель и не считает это чем-то негативным). С другой, даже если они и решат остаться в Краснодаре, куда им деваться без опеки светила? Ректор не опасается, что по итогам двухлетней работы он получит растерянных специалистов. Согласно планам вуза, через два года, по окончании запланированных работ, университет станет платформой для фундаментальных исследований механизмов регенерации и разработки передовых инновационных технологий в области регенеративной медицины и центром научного и образовательного обмена по заявленному направлению не только в Южном федеральном округе, но и в России. «В рамках этого гранта занятые в нём исследователи получают достойное материальное вознаграждение, сравнимое с зарплатой профессора медицины, – поясняет оптимизм Андрей Редько. – Мы надеемся, что сложившаяся в результате выполнения проекта лабораторная инфраструктура и организация исследовательской деятельности покажет молодым учёным, что страна ценит их работу и у них есть возможность находить исследовательские ниши инновационного характера, принимать участие в конкурсах и грантах международного уровня. Для нас этот проект может стать тем стержнем, вокруг которого будут развиваться и другие научные направления – не только клиническое. К нему могут впоследствии присоединиться представители фундаментальных наук – специалисты в области молекулярной биологии, морфологи, иммунологи, биохимики, патофизиологи и другие, которые получат доступ к уникальному оборудованию. Без мегагранта такой возможности у университета не было бы».
Ректор Кубанского медуниверситета Сергей Алексеенко (слева) надеется,
что совместный проект с итальянским хирургом убедит молодых специалистов: уезжать из страны не надо
Кроме того, на волне исполнения мегагранта в университете активизировалась ещё одна актуальная в международном научном сообществе тема – биоэтика. В России исследования и практики, связанные со стволовыми клетками, только начинают развиваться, и этот вопрос не стоит так остро, как в западных странах. Но это один из самых проклятых вопросов медицины, и руководитель исследования настаивает на интенсификации его разработки. «Различные страны имеют разную позицию в вопросах биоэтики, – поясняет Паоло Маккиарини. – Есть католические страны, протестантские, мусульманские. На юге Европы есть Папа Римский, и там запрещены операции с использованием стволовых клеток. На севере Папы нет, и там они разрешены. Но отрасль, безусловно, нуждается в регулировании, необходимо оградить нас от тех, кто хочет просто сделать что-то первым, провести трансплантацию, не имея научных исследований. От этого страдают прежде всего пациенты: обычно они умирают. Я убеждён, что биоэтику необходимо активно внедрять в поле медицинских исследований».
На краснодарской стороне вопросами биоэтики ведает заведующая научно-организационным отделом университета Елена Кондратьева, которая занимается ими уже несколько лет. Задача соответствующего комитета – проверять все исследования, проводимые на базе вуза, на соответствие биоэтическим нормам. «Перед медициной встаёт очень много этических вопросов, и регенеративная медицина решает часть из них, так как не использует донорские органы. Ещё один её плюс – использование стволовых клеток самого больного, а не донора и не эмбриональных», – заключает г-жа Кондратьева. Работа по гранту – не исключение, и Елена Кондратьева и Паоло Маккиарини опубликовали статью, в которой разрабатывается эта новая для России тематика.
Руководитель ККБ № 1 профессор Владимир Порханов убеждён, что в Краснодаре можно будет вырастить не только трахею
Сейчас Кубанскому медуниверситету приходится очень быстро бежать в разные стороны: закупать оборудование (это при проблемном для науки ФЗ-94), готовить клинику, рассматривать вопросы биоэтики. Но научный руководитель всех этих процедур, кажется, обладает стальными нервами, и краткость времени на исполнение гранта его не пугает. «Западные учёные критикуют эти проекты, они считают, что Россия хочет вернуться в мир науки, покупая высококлассных учёных, – рассказывает Маккиарини. – В одной статье в журнале Nature говорится, что Россия – страна коррупции, в которой ничего нельзя сделать на легальной основе. Здесь, на базе Кубанского медицинского университета, мы составили протокол исследования, встречались с женщиной, которая, вероятно, будет первым кандидатом на трансплантацию. Мы хотим успокоить всех, кто критикует эти проекты, показав, что здесь сотрудники способны действовать по формальному протоколу и нет необходимости совершать что-либо противозаконное, чтобы реализовать проект». Отвечая на вопрос о том, какие результаты двухлетней работы скажут о том, что проект реализован удачно, учёный спокойно перечисляет три параметра. Проект окажется успешным, если, во-первых, заработает лаборатория регенеративной медицины, в которой станут работать преданные делу сотрудники. Во-вторых, если вся клиническая деятельность будет проводиться под эгидой биоэтики. В-третьих, если за два года будет проведено несколько трансплантаций.
СПРАВКА
Паоло Маккиарини
Хирург, специалист в области тканевой инженерии и стволовых клеток. Родился в 1958 году в Базеле (Швейцария). Закончил ординатуру в университете Пизы (Италия), аспирантуру – в университете Алабама, Бирмингем (США). В настоящее время занимает должности профессора регенеративной хирургии Каролинского института в Стокгольме (Швеция), директора Европейского института дыхательных путей в университетской клинике Карреджи (Флоренция, Италия), руководителя отделения торакальной хирургии университетской клиники Барселоны (Испания), профессора медицинской школы Ганновера (Германия), руководителя научно-исследовательского клинико-образовательного центра регенеративной медицины Кубанского государственного медицинского университета. Область научных интересов – молекулярная и клеточная биология, биотехнологии, регенеративная медицина, торакальная хирургия, тканевая инженерия и клеточная терапия органов дыхательной системы. Автор 41 книжной главы, 18 научных обзоров и более чем 100 публикаций в ведущих медицинских журналах мира. Обладатель почётных научных наград, кавалер ордена Итальянской Республики «За заслуги в области науки».
Мегагранты
9 апреля 2010 года правительство Российской Федерации приняло постановление № 220 «О мерах по привлечению ведущих учёных в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования», согласно которому на конкурсной основе для проведения научных исследований были выделены гранты в размере до 150 млн рублей каждый. Было определено, что решения о выделении средств будут приниматься Советом по грантам правительства Российской Федерации. Совет, в свою очередь, перечислил приоритетные для государственной поддержки научные области: астрономия и астрофизика; атомная энергетика и ядерные технологии; биология; биотехнологии; информационные технологии и вычислительные системы; космические исследования и технологии; математика; машиноведение; медицинские науки и технологии; механика и процессы управления; нанотехнологии; науки о Земле; науки о материалах; психология, когнитивные исследования; радиоэлектроника; строительство и архитектура; физика; химия; экология; экономика, международные исследования, социология; энергетика, энергоэффективность и энергосбережение. По результатам первого голосования победителями были объявлены 40 проектов вместо 80. Во время так называемой «второй волны мегагрантов» 21 сентября 2011 года Совет определил ещё 39 имён учёных. Минобрнауки планирует осуществить промежуточную оценку итогов работы по проектам, после чего есть вероятность, что некоторые из них будут продлены ещё на год или два.
Портал «Вечная молодость» http://vechnayamolodost.ru
23.01.2012