11 Июля 2008

Развитие биотехнологии: литовский сценарий

Владимир Скрипов, «Эксперт Северо-Запад» №4-2008

Помощь сильнейшему

Литовское правительство, выбрав в качестве приоритета развитие наукоемких технологий, делает ставку на биотехнологии.

Литовский сценарий перехода к рыночной экономике в 1990-х годах модно называть либеральной шокотерапией. При этом в промышленности, аграрном секторе и тем более в науке остались предприятия, которые смогли самостоятельно выжить в условиях «естественного отбора». Они демонстрируют необычайную жизнестойкость и способность бороться за существование.

Биотехнология – одно из немногих направлений литовской науки, которому удалось не только сберечь, но и преумножить потенциал, созданный в советское время. Этому способствовали два основных фактора – литовские ученые уже давно (еще во времена СССР) были вовлечены в международную кооперацию труда, а руководители предприятий принимали грамотные решения по организации науки как бизнеса.

Сегодня литовское государство в соответствии с Лиссабонской декларацией включает развитие науки и новых технологий в число приоритетных целей. И оказывается перед проблемой выбора, на какое именно направление сделать ставку. «Инвентаризация» достижений последних лет убеждает, что в секторе биотехнологий имеются существенные теоретические наработки, а литовская продукция присутствует на обширном мировом рынке. Чаша весов по всем признакам склоняется в пользу данного сектора.

Литовский триколор

Еще в советский период в Литве начал создаваться научный задел, позволивший литовским ученым стать реальными игроками на мировом рынке биотехнологий.

Согласно европейской классификации, различаются четыре группы биотехнологий – «белые» (промышленные), «красные» (фармацевтические), «зеленые» (клонирование растений) и «синие» (морские). В Литве слабо представлено лишь одно – «зеленое» – направление, а наиболее продвинутым считается «белое». Этим направлением занимается компания Fermentas, которая, как несложно догадаться, производит ферменты – белки, исполняющие роль катализаторов, с помощью которых протекают почти все клеточные реакции. Ферменты как продукт используются биохимическими лабораториями, где проводятся исследования и производятся новые вещества, а также для обеспечения различных производственных процессов.

В настоящее время в мире открыто более 2 тыс. ферментов, причем около 700, то есть свыше 30%, производится в Литве. Первый фермент открыт здесь в 1978 году. Неудивительно, что литовская школа энзимологии (науки о ферментах) еще в советские времена была известна далеко за пределами страны. Уже в 1980-е годы в литовском Институте энзимологии (позднее переименованном в Институт биотехнологий) имелась уникальная, крупнейшая в мире коллекция ферментов.

На «синем» направлении трудится другое литовское предприятие, Biocentras. Его коньком являются разработки в сфере очистки водоемов и грунтов, загрязненных нефтью, нефтепродуктами, жирами. Очистка производится препаратами, созданными на основе микроорганизмов. Одно из самых известных ноу-хау центра – запатентованный в Литве и США препарат Degragoilas, предназначенный для ликвидации разлившейся нефти. Именно он применялся при авариях в Балтийском море на Бутингском терминале. Другой известный продукт этой компании – препарат Grazinas для очистки воды и грунта от масел. Ученые, работающие в Biocentras, накопили свыше 300 культур микроорганизмов, предназначенных для разложения загрязняющих веществ.

«Красное» направление литовских биотехнологий представлено генной инженерией. Еще в 1975 году в Литве был создан интерферон – белок, продуцируемый в человеческом организме лейкоцитами и обладающий антивирусными и иммуномодулирующими свойствами. Ныне он производится под названием Realdiron на предприятии Sicor Biotech. Здесь же с 1994 года выпускается продукт Biosoma (гормон человеческого роста на основе соматропина) и новый препарат Grosava (полученный генноинженерным способом белок филграстим, стимулирующий деятельность колоний гранулированных клеток и рекомендуемый при лечении различных заболеваний). Продукты литовских биотехнологий не имеют аналогов в Восточной и Центральной Европе, что обеспечивает им обширный рынок сбыта.

Разными путями

Наличие реальных ноу-хау – лишь первый аргумент в пользу жизнеспособности биотехнологий. Не менее важно то, что в этом секторе ученые не только смогли сохранить и преумножить научные заделы, но нашли такие формы организации деятельности, которые обеспечили выживаемость и даже процветание предприятий практически без помощи государства. Выходу на внешние рынки способствовали международные связи, наработанные в советский период. Но многое сделано уже в условиях рыночной экономики.

Так, компания Fermentas 15 лет работает на мировом рынке, экспортируя продукцию под собственным товарным знаком более чем в 70 стран мира, в которых сосредоточено около 95% рынка биотехнологий. Fermentas показался привлекательным партнером для германского, британского и американского бизнеса – созданные совместные предприятия были объединены в холдинг Fermentas International.

Несколько иным путем развивался другой «птенец» НИИ энзимологии – Sicor Biotech. Эта компания влилась в международную фармацевтическую компанию SICOR Inc., которая, в свою очередь, вошла в состав крупнейшей фармацевтической корпорации TEVA Pharmaceutical Ltd. В сущности, сегодня это предприятие иностранного капитала, для которого открыт весь мировой рынок.

Фирма Biocentras с самого начала (с 1998 года) была частным предприятием. В отличие от двух названных выше компаний, она свой рынок сбыта нашла в собственном регионе, продавая препараты нефтяникам, коммунальщикам и другим предприятиям. Мажейкяйский НПЗ даже предоставил ей свою территорию для создания очистной площадки. Biocentras занимается не только разработками и производством препаратов, но и оказывает услуги по ликвидации экологических аварий – специалисты компании умеют оперативно работать в экстремальных условиях.

С 2001 году Biocentras все же влился в международную кооперацию, но в качестве участника научных проектов, целью которых является создание экономичных современных технологий очистки грунтов и новых эффективных веществ.

Период стагнации

Профессор Валдас Бумялис, председатель Биотехнологической комиссии при Литовской академии наук, весьма трезво оценивает нынешнее состояние литовского биосектора. Три главных предприятия, названные выше, имеют общий оборот всего лишь около 35 млн евро в год. «Этого слишком мало, чтобы можно было говорить о наличии отрасли», – считает Бумялис. Он отмечает, что после 1994 года, в сущности, не появилось ни одного крупного научно-технологического предприятия. Наиболее явная причина стагнации инновационного научного направления – недостаток собственных средств для наращивания финансирования фундаментальных разработок и их продвижения.

Государство же до недавних пор не отличалось щедростью. В 2006 году расходы на исследования и эксперименты из республиканского бюджета составляли 157 млн евро. И хотя с 2000 года финансирование возросло более чем вдвое, его уровень не превышает 0,8% ВВП. Тогда как, по оценкам ЮНЕСКО, наука может реально влиять на развитие экономики страны, если доля инвестиций в нее составляет не менее 1%. Средний показатель по ЕС – около 2%, и эта цифра обозначена как ориентир в Лиссабонской декларации.

Но картина постепенно меняется – общий бюджет науки и просвещения в 2008 году увеличен почти на 30%. Кроме того, на развитие высоких технологий по специальной программе предусмотрено выделить в период 2007-2013 годов более 36 млн евро, что в пять раз больше, чем в 2003-2006 годах. Биотехнологии демонстрируют готовность бороться за внимание государства.

Ответный импульс

В 2006 году полтора десятка предприятий и учреждений, работающих в сфере биотехнологий, подписали соглашение о создании Литовской национальной биотехнологической платформы (ЛНБП), взявшей на себя миссию объединения науки и производства с перспективой его превращения в промышленную отрасль. При этом четко определены два направления развития – промышленные и агробиотехнологии, главной целью которых является создание альтернативных и экологически чистых видов топлива, а также фармацевтическая биотехнология. 
Эта матрица, созданная практически без участия государства, – сильный аргумент для того, чтобы привлечь к себе государственный ресурс. И, похоже, это удастся. В минувшем году был также подписан меморандум о создании так называемой биотехнологической долины. Речь идет о Висоряйско-Сантаришском интегрированном центре биомедицинской науки, исследований и бизнеса: на площади в 12 га будут сконцентрированы научные институты и производственные центры. Предполагается, что государство на свои средства построит предприятие-инкубатор и будет оказывать ему финансовую помощь в течение первых двух-трех лет. После того как предприятие встанет на ноги, оно начнет самостоятельно искать инвесторов.

Премьер Гедиминас Киркилас пообещал присвоить проекту статус национального значения. Статус позволит арендовать землю на длительный срок, а главное – откроет доступ к европейским структурным фондам. ЛНБП ставит своей целью уже к 2015 году довести уровень производства биотехнологической продукции в Литве до 60-90 млн евро и обеспечить занятость 800-1000 человек. Для этого, по прогнозам, число предприятий отрасли должно достигнуть двух десятков. О том, что это вполне реальная цель, свидетельствует появление в последние годы нескольких заводов и цехов по производству биотоплива, а также новых научно-производственных комплексов, таких как Biopolis, Biota, Biotechfarma.

Портал «Вечная молодость» www.vechnayamolodost.ru
25.01.2008

Нашли опечатку? Выделите её и нажмите ctrl + enter Версия для печати

Статьи по теме