02 Апреля 2009

Российская фармпромышленность: помогите материально!

Рецепт для российской фармы

Михаил Найдён, STRF.ru

Участники организованной Ассоциацией российских фармпроизводителей конференции, посвящённой взаимодействию государства и отечественных компаний, в очередной раз подняли тему господдержки российской промышленной фармакологии. И в очередной раз вопросов оказалось больше, чем было на них дано ответов, а лекарства в аптеках тем временем стремительно дорожают.

Все дженерики должны быть российскими?..

Выступавшие на мероприятии замруководителя Росздравнадзора Елена Тельнова и начальник отдела фармпромышленности Минпромторга Дмитрий Колобов будто сговорившись заявили о том, что государство должно всячески поддержать отечественную фарму в переходе на стандарты GMP и стимулировать замещение дженериков препаратами отечественного производства. (Дженерик – реализуемое на рынке лекарственное средство, на активное вещество которого истёк срок  действия патента или других исключительных прав на интеллектуальную собственность  его разработчиков.) Г-жа Тельнова показала собравшимся список более чем из двух десятков импортных дженериков, ввозная цена на которые, по данным ведомства за последние полгода увеличилась более чем на 20 процентов. Почти половину этого списка составляют препараты латвийской фармкомпании «Олайнфарм». Как пояснила Елена Тельнова, она демонстрирует эти данные не просто ради удовлетворения любопытства присутствующих. «Этот список мог бы лечь в основу перечня импортозамещающих препаратов, на который стоит ориентироваться нашим предприятиям. Ведь у тех же препаратов «Олайнфарма» цены растут как на дрожжах!», – возмутилась замглавы Росздравнадзора. И сообщила о том, что утверждённый в 2007 году правительством России так называемый список жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств  (список ЖНВЛС), куда входит минимальный перечень лекарств, продавать которые обязана каждая аптека, необходимо корректировать «с преимущественным внесением в него отечественных препаратов». Также г-жа Тельнова предложила «обеспечить законодательные преимущества для отечественных препаратов при госзакупках», правда, при условии, что «будет обеспечена необходимая номенклатура и объём производства». Но о том, каким образом государство может на сто процентов быть уверенным, что отечественные заводы смогут выпустить достаточный объём ЖНВЛС, чиновник Росздравнадзора не сообщила.

Тему импортозамещения продолжил и другой представитель правительства, Дмитрий Колобов. По его словам, в Минпромторге уже «сформирован список отечественных лекарственных средств, способных заменить иностранные препараты с той же номенклатурой». Причём не просто сформирован, а ещё и «направлен в министерство здравоохранения для согласования с его руководством». По данным г-на Колобова из 180 закупаемых на бюджетные деньги препаратов, не производящихся в РФ, около 110 – те самые дженерики, «срок локализации производства которых на территории России составляет полтора-два года». Если проект импортозамещения в России удастся реализовать, бюджеты всех уровней смогут сэкономить на госзакупках лекарств в среднем 30 процентов.

Миф о прорыве

Для того, чтобы во имя светлой идеи импортозамещения появилась возможность модернизировать старые и запустить новые производства, чиновник Минпромторга предложил ввести «субсидирование процентных ставок по кредитам предприятий, направленных на технологическое перевооружение отрасли», и в первую очередь тем, кто переводит производство на международные стандарты GMP. Причём банкам необходимо разрешить «принимать в качестве залога обязательства на поставку лекарственных средств». Правда, о том, какие же максимальные ставки по кредитам будет компенсировать государство, или какую наибольшую сумму ему придется выплачивать конкретному предприятию в качестве субсидии, представитель Минпромторга ничего не сказал. А между тем в мерах господдержки этот вопрос едва ли не ключевой. Особенно если учесть значительный подъём процентных ставок банков, в том числе государственных, из-за кризиса. Кроме того, по данным Росздравнадзора, 60 процентов производственных фондов отечественного фармпрома не только морально устарели, но изношены до предела своих возможностей.

Повис в воздухе и вопрос, где брать квалифицированные кадры для работы на новом оборудовании. Как отметила декан факультета послевузовского профессионального образования провизоров Московской медицинской академии им. Сеченова Елена Максимкина, отечественным профильным вузам остаётся только мечтать об учебно-опытных минипроизводствах, соответствующих стандартам GMP. Между тем, во многих зарубежных странах без таких специальных мастерских обучение просто немыслимо.

Если России и необходимо импортозамещение,  то прежде всего «высокотехнологичных» препаратов, предназначенных для лечения тяжёлых хронических заболеваний, включённых в государственную целевую программу «семь нозологий» (например, гемофилия или рассеянный склероз). Доля импорта таких лекарств составляет почти 100 процентов, о чём в очередной раз напомнила собравшимся оперативный директор российского представительства исследовательской компании IMS Health Мария Денисова.

Дешевле – не значит лучше

Приглашённые на конференцию эксперты не обошли вниманием вопрос об отношении потребителей к отечественным препаратам. «Мы провели достаточно большой объём исследований», – рассказал участникам генеральный директор исследовательской компании «КОМКОН-фарма» Олег Фельдман, – «И со стороны фармацевтов, и со стороны врачей мы слышим серьёзные нарекания в отношении качества российских лекарственных препаратов».

«Отечественные фармкомпании просто не могут доказать, что их дженерики не хуже. А это возможно! Уже разработаны и опробованы методики сравнительных исследований препаратов на терапевтическую эквивалентность по так называемым «суррогатным точкам». Например, мы проверили четыре препарата против сердечной недостаточности с активно-действующим веществом «эналаприл», как отечественных, так и зарубежных. И все они имели сопоставимые показатели, в том числе по эффективности. К сожалению, наши производители не финансируют подобные исследования», – посетовал президент ассоциации «Общество фармакоэкономических исследований» Павел Воробьёв.

Впрочем, президент Ассоциации российских фармпроизводителей Виктор Дмитриев на данное обвинение отреагировал моментально и, разумеется, отечественную фарму попытался оправдать. По его мнению, финансирование компаниями таких исследований сразу же скажется на стоимости отечественных лекарств, причём явно не в пользу их удешевления. Кстати, г-н Дмитриев высказывался за централизованные закупки по программе обеспечения лекарствами льготных категорий граждан (т.н. ОНЛС, ранее ДЛО) через Министерство здравоохранения с чётко зафиксированными преференциями отечественным производителям. Видимо, договориться с Минздравом отечественным фармпроизводителям куда проще, чем конкретными исследованиями доказать конкурентоспособность своей продукции врачам. Ведь если импортного препарата в списке по программе ОНЛС нет, выписать льготный рецепт на этот препарат врач просто не сможет.

Отечественная фарма и братья-белорусы

Грустным анекдотом поделился с участниками конференции замдиректора департамента торговых переговоров Минэкономразвития Виктор Калмыков. Оказывается, в МЭР известно только об одной стране мира, где существует явная дискриминация по отношению к импортным российским лекарствам. Это Белоруссия. «Дискриминация российской фармацевтической продукции в этой стране происходит посредством её обложения по максимальной ставке НДС, в то время как продукция других экспортёров от НДС освобождена совсем. Мы провели переговоры с белорусскими партнёрами и надеемся, что в ближайшее время проблема будет устранена», – заявил чиновник. К тому же, белорусским торговым точкам запрещено выкладывать импортные товары на видном месте, а в отношении белорусских товаров, наоборот, предписано это делать, посетовал г-н Калмыков.

Итак, для того, чтобы россияне смогли покупать в аптеках не уступающие импортным аналогам отечественные препараты-дженерики, российская фармпромышленность нуждается в современном оборудовании и квалифицированных кадрах. Если перевести эту фразу на язык экономики, то по большому счету ничего, кроме огромных инвестиций отечественной фарме не нужно. Причем деньги придется вкладывать не только непосредственно в фарму, но и в науку и образование. То же самое можно сказать и об автопроме или сельском хозяйстве, хотя в этих секторах занято на порядок больше людей, чем в производстве лекарств. А вот рынки по объемам – сопоставимы. Да и про безопасность государства не стоит забывать. Поэтому бюджетные деньги тратить все равно придется, но приведёт ли стимулирование отечественной фармы к активному импортозамещению, остаётся только гадать. Пока же нам всем лучше просто не болеть, чтобы не благодарить родное правительство за дорожающие едва ли не ежедневно лекарства.

Портал «Вечная молодость» www.vechnayamolodost.ru
02.04.2009

Нашли опечатку? Выделите её и нажмите ctrl + enter Версия для печати

Статьи по теме