Первый чёрный англичанин
О чём рассказала ДНК Чеддарского человека и других древних британцев
Александр Соколов, XX2 век
Уже больше года назад в Британии громко обсуждали новую реконструкцию Чеддарского человека: как же так, первый англичанин и чернокожий? Не обошлось без неполиткорректных шуточек. Учёные утверждали, что основываются на древней ДНК, которую удалось извлечь из останков мужчины, жившего на территории Англии более 9 тыс. лет назад. Наконец сейчас опубликованы результаты этого исследования, в котором, помимо Чеддарского человека, анализировали геномы ещё многих десятков древних британцев. Цвет кожи – маленькая и не самая главная часть исследования. В первую очередь учёные хотели разобраться в том, что происходило с населением Британских островов от 10 до 4 тыс. лет назад. Давным-давно, в мезолите по территории Британии скитались лишь бродячие группы охотников, собирателей и рыбаков. Но 6 тыс. лет назад грянул неолит, а с ним – земледелие и скотоводство, другая культура, другой уклад. Этот революционный переход в Англии произошёл довольно резко, как минимум на 1000 лет позже, чем на материке, и детали неизвестны. Что сыграло главную роль – культурный подъём местного населения или миграция из континентальной Европы? И как мигранты взаимодействовали с аборигенами?
Благодаря палеогенетике учёные уже выяснили, что на большей части Европы неолит распространился вместе с земледельческими группами, пришедшими главным образом с побережья Эгейского моря. Мигранты расселялись двумя главными маршрутами – вдоль Средиземноморья и через Центральную и Северную Европу. В итоге оба потока смешались с местными охотниками-собирателями, заложив основу современного населения.
Но добрались ли эти мигрирующие земледельцы до Британии? От Эгейского моря далековато. Неясно и родство британских аборигенов с прочими мезолитическими охотниками-собирателями Европы, которых генетики разделили на две группы – западноевропейских и скандинавских. Может, британские охотники происходят от какой-то из этих групп, а может, от гораздо более древних, переправившихся на острова ещё в палеолите 15 тыс. лет назад?
Всё это было гадательно, пока в руки учёным не попали древние британские геномы. Теперь – другое дело! Статья, опубликованная в Nature Ecology & Evolution (Brace et al., Ancient genomes indicate population replacement in Early Neolithic Britain), подводит итог масштабному исследованию палеогенетиков: прочтены шесть геномов охотников-собирателей с территории Британии (примерно 8500–4000 лет до н.э.), а также ДНК 16 представителей британского неолита (3800–2400 лет до н.э.). К этому исследователи добавили множество ранее расшифрованных геномов древних людей с Британских островов и других частей Евразии, чтобы выяснить: кто кому какой роднёй приходится.
Что же показало исследование? Во-первых, все британские охотники-собиратели оказались родственны своим скандинавским и особенно западноевропейским соратникам по мезолиту. Самым близким родичем Чеддарскому человеку пришёлся древний охотник из Люксембурга (Лошбур).
Британский неолит, напротив, близок неолитическому населению Иберийского полуострова и Центральной Европы и восходит, в конечном итоге, всё к тем же мигрантам из Эгейского региона (вклад эгейцев в генофонд неолита Британии – 74%). Однозначно, сельское хозяйство в Британию принесли мигранты, и было их много. Из современных популяций британским древним земледельцам оказались близки французы и испанцы.
Археологические памятники Британии, откуда взяты образцы ДНК. Зелёные – мезолит, чёрные – неолит.
Окей, значит, инновации на британской земле появились вместе с иноземцами. Но, по крайней мере, пришлые землепашцы поладили с местным дремучим населением, породнились с ним и жили долго и счастливо? Увы, генетика рисует другую картину – скорее, не смешение, а вытеснение местных пришлыми группами. Примесь британских охотников-собирателей у неолитического населения Британии очень маленькая, причём её распределение образует клин: самый низкий уровень примеси на западе Англии, в Уэльсе, а выше всего на юго-востоке и в Шотландии. Генетики попробовали прикинуть, когда эта примесь «примешалась». Только у ранних земледельцев из Шотландии смешение с охотниками-собирателями произошло менее 10 поколений назад – то есть, вероятно, уже на территории Британии. У остальных примесь оказалась более старой и, наверное, была приобретена их предками ещё на континенте. Исходя из генетики и радиоуглеродных датировок, исследователи полагают, что мигранты появились сначала на западе Англии (что интересно, не со стороны материка!), а затем быстро – в течение, может быть, одного-двух столетий – расселились во всей Британии.
Что же с пигментацией древних британцев? Её исследователи оценивали с помощью системы HirisPlex-S, разработанной для криминалистов (среди соавторов статьи есть и главный разработчик этого алгоритма Сюзан Уэлш (Susan Welsh)).
У Чеддарского человека действительно получилась очень тёмная кожа, тёмно-коричневые волосы и голубые либо зелёные глаза. Образ древнего европейца, чёрного и светлоглазого, который в свете накопленных данных уже не удивляет.
А как выглядел представитель британцев «новой формации» – ранненеолитический человек из Carsington Pasture 1 (6800 лет назад), чей геном прочтён наиболее качественно? У нового хозяина британской земли карие глаза, тёмные волосы и кожа промежуточного типа. Вероятно, он не был тёмным, но хорошо загорал.
Итак, что в сумме? В мезолите на британских островах обитали люди, очень похожие на охотников-собирателей материковой Европы, заселивших весь континент около 12 тыс. лет назад. Такой уклад продержался в Британии до 6 тыс. лет назад, когда происходит резкая смена населения и культуры: домашние животные и земледелие, по-видимому, приходят на острова вместе с новыми людьми с материка, чьи предки проделали большой путь с юго-востока. Эти мигранты заходят в Британию с запада, а затем расселяются на север и восток, лишь изредка смешиваясь с местными темнокожими «варварами». На западном побережье острова поселенцы создали мегалитические памятники. Правда, есть и другой сценарий: возможно, в разные части Британии пришли разные группы мигрантов. Такая модель согласуется с тем, что археологические памятники Британии, относящиеся к неолиту, сходны с культурами разных частей Европы.
Какой контраст с тем, что происходило на материке! Почему же на Большой земле земледельцы-колонизаторы охотно смешивались с населением осваиваемых земель? Возможно, такому единению предшествовало длительное – в течение двух тысяч лет – сосуществование, в ходе которого разные культуры притирались друг к другу. В Британии до прихода земледельцев плотность населения была низкой, образ жизни – специфическим, часто завязанным на ресурсы моря. После столкновения, представители мезолита и неолита жили бок о бок максимум несколько столетий, а затем «пережитки прошлого» исчезли навсегда.
Портал «Вечная молодость» http://vechnayamolodost.ru