12 Марта 2009

Федеративная Республика Образования

Германия зовёт учёных на Geschaft *
Денис Жуйков, STRF.ru


* Что имел в виду автор, выдумывая этот заголовок, спросите у него – ВМ.

Министерство образования и исследований Германии не так давно запустило кампанию под лозунгом «Исследуй в Германии – Земле идей», направленную на привлечение иностранных учёных в страну. Эксперты прочат инициативе большой успех и, соответственно, прогнозируют укрепление лидерских позиций Германии в сфере НИОКР. «Мы идём к тому, чтобы стать Федеративной Республикой Образования», – заявила в начале февраля канцлер Германии Ангела Меркель, представляя план по восстановлению экономики, где развитие науки заявлено одним из приоритетов госполитики. Правительство страны чётко дало понять – никаких сокращений финансирования научных исследований, по крайней мере в этом году, не предвидится, а ряд направлений научных исследований, а также сфера образования даже получат дополнительные средства из бюджета.

Германия является лидером среди стран Евросоюза как по расходам на НИОКР (при средних по ЕС 1,8 процентах от ВВП на науку в этой стране тратится 2,5 процента от ВВП), так и по количеству и качеству новых разработок. Таким образом, она уже сейчас достаточно близко подошла к тому, чтобы заявленные на Лиссабонском саммите ЕС цели – довести расходы на НИОКР до трёх процентов от ВВП – стали реальностью.

Как известно, основной массив НИОКР в Германии проводится в исследовательских институтах, сгруппированных под знамёнами научных сообществ – имени Гельмгольца, Фраунгофера, Макса Планка и Лейбница, а также в университетах (всего их в стране насчитывается 350, из которых 79 – частные). Германские НИИ тесно сотрудничают с вузами, крупными предприятиями, политическими институтами, органами власти, а деятельность научных сообществ (или объединений) координирует Германское научно-исследовательское общество. В одних НИИ сотрудники занимаются преимущественно прикладными разработками, имеющими высокий внедренческий потенциал (по этому принципу, например, работают институты Общества имени Фраунгофера). В других научных учреждениях – перевес на стороне фундаментальных исследований (как в учреждениях Обществ имени Макса Планка и Гельмгольца). В соответствии с характером проводимых исследований, в финансировании тех или иных учреждений науки могут превалировать бюджетные средства или же деньги частных инвесторов. Скажем, расходы на исследования и разработки в институтах Общества Макса Планка на более чем 80 процентов покрываются федеральным бюджетом и бюджетами земель, а Общества Фраунгофера более чем на две трети финансируются путём выполнения работ по договорам с промышленностью, и лишь на треть – из федерального бюджета и бюджета земель.

Согласно последним данным министерства образования и научных исследований Германии, даже с оглядкой на кризис научные исследования по большинству направлений не будут свёрнуты, а финансирование из бюджета урезаться не будет вовсе. Более того, в Берлине даже заявляли о возможности дополнительного финансирования работ по внедрению новых технологий.

Германия зажигает

Немцы давно поняли: чтобы маркировка «сделано в Германии» всегда пользовалась популярностью и свидетельствовала об отменном качестве товаров, ограничивать развитие науки нельзя ни в коем случае.

Так, ещё в докризисном 2006 году, правительство впервые в истории страны (так указано на сайте министерства образования и научных исследований Германии) приняло комплексную национальную стратегию по развитию научно-технических разработок под названием «Стратегия высоких технологий для Германии» и лозунгом «Зажигая идеи!». Согласно этому документу, «все государственные структуры, так или иначе имеющие отношение к научным исследованиям и разработкам, должны строить свою работу исходя из новых установок». Иными словами, все министерства, государственные предприятия, банки и т.д. должны оказывать всяческую поддержку и не чинить препятствий (в первую очередь бюрократических) ни учёным, ни людям, внедряющим новые технологии.

Всего в стратегии по развитию высоких технологий в стране выделено четыре основных задачи.

  • Первая: определение приоритетных научных отраслей, развитие которых «способствует созданию новых рабочих мест и ведёт к процветанию государства». В стратегии таких направлений было названо 17, в их числе: нано-, био-, микро- и оптические технологии.
  • Вторая: усиление взаимодействия между учёными и предпринимателями. «Сотрудничество и совместные проекты будут поддержаны как никогда прежде», – говорится в пресс-сообщении министерства науки Германии. Сюда же относится развитие системы грантов.
  • Третья: придание новых импульсов для быстрейшего внедрения разработок. В ходе реализации этой задачи предполагается прежде всего «развитие новых инструментов финансирования в наиболее небюрократической форме», а в дальнейшем – проведение ряда реформ в налоговой системе. Кроме этого, стратегия намечает и такую цель, как усовершенствование финансирования новых венчурных проектов с использованием банковских кредитов или капитала инвесторов.
  • Четвёртая: улучшение условий финансирования инновационных компаний малого и среднего бизнеса.

С момента принятия стратегии прошло три года, и статистики по её конкретным результатам пока нет. Однако, судя по заявлениям правительства, отказываться или кардинально менять подход к поддержке НИОКР оно не намерено. Соответственно, данная стратегия будет актуальна и в будущем.

... анализирует то и это

Для успешной борьбы на международных рынках важно опираться на знание спроса и чёткое понимание того, что именно предлагать на продажу. Поэтому в «Стратегии развития высоких технологий для Германии» много внимания уделяется необходимости оценки потенциальных возможностей создаваемых инноваций.

Согласно стратегии, при разработке любой технологии, учёные вместе с бизнесменами должны искать ответы на следующие вопросы:
- какие направления технологий развиваются в стране и в мире наиболее интенсивно;
- могут ли конкретные научные изыскания быть трансформированы в инновационные продукты и услуги;
- нуждается ли общество в той или иной технологии;
- кто получит выгоды от внедрения технологии, и кто понесёт убытки;
- существуют ли у новой технологии этические и юридические ограничения;
- какие существуют предпосылки для технологического улучшения в конкретном секторе экономики.

Подобный анализ инноваций, по мнению авторов стратегии, должен способствовать созданию «высокотехнологичного общества», а также обеспечивать развитие технологий с учётом как потребностей социума в целом, так и потребностей отдельных людей. Таким образом, анализ рыночной востребованности технологий представляется ключевым инструментом взаимодействия представителей науки, промышленности, политики и гражданского общества в целом.

…и отвечает за Лиссабон

Как уже было отмечено выше, из всех стран Евросоюза Германия, пожалуй, наиболее близко подошла к решению амбициозной цели, озвученной на Лиссабонском саммите в 2000 году, – за 10 лет добиться того, чтобы экономика ЕС стала наиболее конкурентоспособной и динамичной в мире, экономикой, действительно основанной на знаниях. Добиваться этого, как известно, предполагалось, в том числе, путём наращивания расходов на НИОКР до трёх процентов от ВВП.

Очевидно, что и в условиях разразившегося глобального кризиса Германия стремится всячески поддерживать развитие науки и технологий, сохранить свои лидерские позиции, и всё-таки достичь целей, озвученных в Лиссабоне. Увенчаются ли эти попытки успехом, пока не понятно, однако на фоне остальных стран Евросоюза и даже соседей по так называемой европейской тройке – Великобритании и Франции, шансы Германии с её 2,5 процентами от ВВП, выделяемыми на НИОКР, выглядят наиболее убедительно.

Портал «Вечная молодость» www.vechnayamolodost.ru
12.03.2009

Нашли опечатку? Выделите её и нажмите ctrl + enter Версия для печати

Статьи по теме