13 Марта 2008

Инвестирование «посевных» стадий: дело за идеями

Дмитрий Васютинский: Инвестирование «посевных» стадий – хорошая инициатива. Дело за идеями и проектами.

Очевидно, надо попробовать разные системы и методы, чтобы потом оценить, что лучше, а что хуже. Невозможно сидя в кабинете разработать идеальный механизм. Да и ни в одной стране мира такого не было! Везде использовался метод проб и ошибок.

Совет директоров ОАО «Российская венчурная компания» (РВК) одобрил финансирование «посевных» стадий российских инноваций. Выделен миллиард рублей, но пока конкретных механизмов финансирования не определено.

Решение РВК комментирует Дмитрий Васютинский, директор департамента альтернативных инвестиций и недвижимости, заместитель генерального директора Альянс РОСНО Управление Активами.

– Какие, на Ваш взгляд, механизмы финансирования нужны, и кому из инвесторов было бы интересно вкладывать капитал в «посевную» стадию?

– Думаю, что, прежде всего, это должно быть интересно бизнес-ангелам, то есть тем, кто инвестирует в проекты на посевной, самой ранней стадии. Так оно и происходит, например, в Америке, где посевную стадию часто финансируют именно бизнес-ангелы. Что касается механизмов финансирования, то их нужно определять. В любом случае, они должны удовлетворять государство с точки зрения прозрачности, качественного контроля над целевым использованием, поскольку это государственные деньги. Допустим, в Америке, где бизнес-ангелы существуют давно, нет никаких механизмов. Это ведь нерегулируемая схема: собираются просто частные люди и решают инвестировать в проект или нет. В нашем случае государство должно определить, какие должны быть механизмы, чтобы оно чувствовало себя комфортно, выделяя деньги на раннюю стадию.

– В какие компании лучше инвестировать бизнес-ангелам? Есть ли какие-то критерии?

– Когда речь идет о посевной стадии, то еще нет никакой компании. Есть только идея, которую нужно преобразовать в следующую стадию, которая даст понимание, что за продукты или что за услуги нужно выпускать, на какой рынок, каков объем этого рынка, какого рода финансирование необходимо, как должен выглядеть бизнес-план. Поэтому о критериях отбора компаний говорить на такой стадии невозможно. Что же касается отраслей, то, естественно, бизнес-ангелы должны инвестировать в те отрасли, которые потенциально дают наибольшую отдачу с точки зрения применения денег. Это достаточно большой перечень, но это все инновационные отрасли, те, в которых технологические преимущества являются важным конкурентным «оружием», именно за счет них можно вырастить высокую капитализацию и получить максимальную отдачу. Это телекоммуникации и интернет, новые материалы и биотехнологии, альтернативные источники энергии и др.

– Глава МЭРТ РФ Эльвира Набиуллина отметила, что наблюдается большой дефицит проектов, в которые можно вложить деньги. Так ли это?

– Да, это колоссальная проблема, она совершенно права, и мы с ней полностью согласны.

– Есть фонд Бортника, который занимается вопросами венчурного инвестирования. И есть РВК, которая предлагает некую альтернативную программу. Оба эти инструмента необходимы?

– Я полагаю, что вместо того, чтобы теоретизировать на тему того, какие инструменты имеют смысл, а какие нет, более целесообразно попробовать их на практике, а потом уже оценить, имело это смысл или нет. Дело в том, что в России процессы снизу идут плохо и государство выступает очень важным регулятором, инициатором многих из них. Поэтому, очевидно, целесообразно попробовать разные системы и методы, чтобы потом оценить, что лучше для нас, а что хуже. Невозможно просто сидя в кабинете разработать сразу идеальный механизм. Да и ни в одной стране мира так не происходило! У всех был метод проб и ошибок. Участники рынка, включая государство, смотрели на результаты, быстро чему-то учились, исправляли ошибки и шли дальше. Поэтому мы считаем, что целесообразно попробовать такую форму. Тем более что Фонд Бортника занимается другими вещами: он выдает гранты ученым, исследователем, что само по себе является важнейшим элементом. Без грантов молодым ученым, разработчикам, мы полагаем, вообще не создать никакую инновационную экономику. Фонд Бортника – это начало некой инновационной цепочки. Молодой ученый, который имеет квалификацию и готов заниматься научно-исследовательскими и конструкторскими работами, может получить, например, грант Бортника для того, чтобы провести НИОКР, зарегистрировать интеллектуальную собственность. Затем, если этот человек хочет коммерциализировать результаты своей научно-технической деятельности, тогда, возможно, он пойдет к бизнес-ангелам или в РВК и получит не очень большие деньги. А через какое-то время он сможет прийти к венчурным капиталистам в фонды, которые, как правило, инвестируют большие суммы, чем бизнес-ангелы. Так что я считаю, что инвестирование «посевных» стадий – это хорошая инициатива, которая расширяет возможности финансирования новых инновационных компаний.

OPEC.RU

Портал «Вечная молодость» www.vechnayamolodost.ru
13.03.2008

Нашли опечатку? Выделите её и нажмите ctrl + enter Версия для печати

Статьи по теме