13 Ноября 2008

Кризис повлияет на венчурное финансирование двояко

В условиях финансового кризиса особенно неопределенно выглядят перспективы разнообразных проектов инновационного развития. О том, как может отразиться кризис на российской индустрии венчурного финансирования, рассказывает профессор ГУ-ВШЭ, член Административного совета Российской ассоциации прямого и венчурного инвестирования Иван Родионов.

Кризис отразится двояко. С одной стороны, придут новые инвесторы, которые ищут новые объекты для вложений, например, после неудачи с недвижимостью и банками. С другой стороны, будет сильная, на 2-3 года, задержка с выходами фондов из уже проинвестированных проектов, как это было в кризис 1998 года. Как известно, венчурная индустрия в существенной степени сама себя воспроизводит, и задержка с выходами не даст задействовать уже выделенные на венчур деньги. Так что свежие деньги придут извне, а те, которые фондами уже вложены, задержатся, т.е. внутренние источники - сократятся. В результате может оказаться, что объемы предложения снизятся.

- Согласны ли Вы с замечаниями, что венчурную отрасль покидают спекулянты, а профессионалы в ней остаются? Был ли вообще интерес спекулянтов к этому направлению?

У нас я не видел в этой сфере спекулянтов. Скорее, большинство инвесторов - энтузиасты, которые тратили собственные деньги, заработанные в другом бизнесе. Они есть – они и останутся, постепенно становясь профессионалами.

- Насколько успешным в текущих условиях может быть очередной отбор управляющих компаний - претендентов на государственное софинансирование, готовящийся Российской венчурной компанией?

Пока, если судить по словам чиновников, рисков сокращения госфинансирования нет, все госкорпорации, в т.ч. РВК (а это, по сути госкорпорация), будут действовать в тех же объемах. Что касается частных инвесторов - потенциальных претендентов на деньги РВК, - то мне знакомы по крайней мере 4-5 компаний, которые по-прежнему желают участвовать в очередном конкурсе РВК. Конечно, управляющих фондами у нас пока мало, но кризис здесь не при чем, и деньги, готовые пойти на конкурс, есть.

- Изменилась ли к лучшему ситуация с дефицитом инновационных проектов, в которые можно вложиться?

Дефицит сохранился. Это стандартное условие работы в России, и оно связано не с тем, что нет идей, а с тем, что не хватает профессионалов, которые умеют идеи превратить в бизнес-модель. Говорить об улучшении ситуации я бы не стал, скорее вместо новых проектов приходят новые термины – те же нанотехнологии и т.д., но ведь если проект с точки зрения будущей капитализации слабый, то как его ни назови, он лучше не станет.

- Получается, что увеличение государственного финансирования НИОКР не дало роста числа привлекательных проектов для венчурного бизнеса?

За последние три года государственных денег стало больше, а интерес к привлечению частных снизился. А если ученые видят, что им не нужны частные деньги, то они отказываются от попыток коммерциализации своих проектов, а тем более не думают ни о какой капитализации - им удобнее подстроится под государство, не думая о результате.

- Не приведет ли появление РОСНАНО как гигантского «государственного венчурного фонда» к еще большей конкуренции за проекты? Известно, что госкорпорация уже переманила из частного бизнеса ряд столь дефицитных венчурных менеджеров…

Скорее нет, чем да, ведь Роснанотех хочет, чтобы проект был и нано, и на довольно продвинутой стадии, и с понятными перспективами капитализации, а таких проектов так мало, что и жалеть не о чем. Если же говорить об управляющих, то я не уверен, что работа в Роснанотехе прибавит существенный плюс к их репутации и укрепит их track-record. Вероятно, будет жалко потерянных лет и возможностей.

Беседовал Иван Стерлигов, «Открытая экономика»

Портал «Вечная молодость» www.vechnayamolodost.ru
13.11.2008

Нашли опечатку? Выделите её и нажмите ctrl + enter Версия для печати

Статьи по теме