19 Января 2012

Сказки об инновациях

«Деньги и учёные – по разные стороны баррикад», – уверен профессор Игорь Большаков

Ксения Якубовская, «АиФ на Енисее», 18.01.2012

– Россия сильно отстаёт от Запада, Европы, Японии и Китая в области научно-исследовательских разработок и открытий. Изменить ситуацию можно, если только государство начнёт вкладывать в науку, а чиновники перестанут брать откаты, – считает Игорь Большаков, заслуженный изобретатель РФ, профессор, доктор медицинских наук.

Качественно и быстро – только за рубежом

– Игорь Николаевич, вы создали свою инновационную компанию, активно ведёте научные исследования в области медицины – знаете изнутри всю ситуацию с изобретениями и открытиями. Где отечественные Биллы Гейтсы и Стивы Джобсы?

– Изобрёл, запатентовал, разбогател – это красивая сказка, в России всё гораздо сложнее. Качественно, быстро и хорошо можно сделать только за рубежом, где всё доступно. За границей сотрудник научной лаборатории не ломает голову, где взять, к примеру, такую-то кислоту.

Его не волнует, как нас, что это будет дорого стоить и тяжело достать, что заказывать придётся в США и ждать три месяца. Он пишет заявку – и на следующий день у него всё есть. А мы сами покупаем, студенты на свои деньги приобретают реактивы. В России очень дорого вести эксперимент, денег нет – всё стоит. Поэтому от начала исследований до первых эффективных результатов в среднем уходит десять лет.

– Почему государство не поддерживает науку – ведь на благо человечества?

– В России только Министерство обороны получает неплохие средства на развитие вооружения. А на всё остальное, даже космос, денег не хватает. Последние неудачи со спутниками – тому доказательство. Если в медицине появляются удачные идеи и разработки, их скупают зарубежные бизнесмены.

Наши учёные на конференциях любят болтать. А там всегда сидят специалисты из разных стран, которым одной-двух фраз достаточно, чтобы понять, перспективно это или нет. Берут и воплощают наши идеи. У нас же заинтересованность возникает, когда вдруг пострадал генеральный директор крупного завода или его родственник. Тогда появляются и деньги, и связи, и перспектива развития медицины.

– А частные инвесторы помогают науке?

– Сейчас много так называемых бизнес-ангелов – людей, у которых много денег, но они не знают, как их применить. Вот и работают по старинке: товар – деньги – товар. Но в инновационном бизнесе таких ангелов мало. Они предпочитают вкладывать средства в технику и нанотехнологии, а не в медицину. К тому же частному инвестору нужно доказать, что он получит прибыль. Подготовить для него все расчёты: себестоимость, затраты, рыночную стоимость, потенциал в России и т.д. Так, бизнес-план моего малого предприятия – это около 100 страниц. Только если учёный сумеет убедить инвестора, подкрепив свою идею цифрами, расчётами, он может получить деньги.

Сам себе рекламщик

– За границей – такие же люди, бизнесмены, политики. Отчего там ценят учёных и не жалеют денег на научные исследования?

– Видят перспективу и понимают, насколько это может быть прибыльно. За границей и сами университеты активно участвуют в научно-исследовательской деятельности. Они обладают огромным бюджетом. В том числе и потому, что продают много изобретений, которые выходят из их лабораторий. Кроме того, там есть особая инфраструктура, соединяющая науку и бизнес. Всей административно-финансовой деятельностью занимаются менеджеры, маркетологи. Они и выстраивают отношения между этими полюсами. У нас её нет. А сами учёные далеко не всегда могут подать и продать своё открытие. Найти общий язык даже с государством.

– Значит, если кто-то из российских умов найдёт лекарство от рака или придумает машину телепортации, всё это останется на бумаге, пока учёный не станет бизнесменом и не изучит маркетинг?

– Если до него не доберутся иностранные государства. А у нас – ничего не получится. Финансовые и научные отчёты, заполнение документации, бизнес-планирование необходимы. Надо постоянно искать гранты и финансирование, участвовать во всевозможных конкурсах, находить частных инвесторов на свои продукты, доказывать им и государству, что твои разработки перспективны. Я с пробиркой последний раз работал года три назад. Всё время отнимают: патентование, защита интеллектуальной собственности, управление, поиск связей. Исследованиями занимается группа молодых учёных, студенты. Моя задача – направить, воодушевить, объяснить. За границей учёные меньше отвлекаются на такие вопросы. Но если я не буду заниматься ими, денег не будет, и все разработки встанут. Только за счёт грантов мы получили 4,5 миллиона рублей из Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд Бортника) и смогли начать работу с нейрональной матрицей.

Много болтовни

– В Красноярском крае власти давно говорят об инновациях, создают бизнес-инкубаторы. Вот только об ошеломляющих результатах не слышно…

– Именно – много говорят и мало делают. Инновационная деятельность края – в зачаточном состоянии. Когда Анатолий Чубайс был в Красноярске, он сказал: «В отношении инвестиций край – молодец, а вот в отношении инноваций – здесь конь не валялся». Инновация основана на изобретениях, которые вошли в хозяйственный оборот с получением прибыли. Часть денег возвращается учёным, это разработавшим, а часть – идёт на развитие предприятия, на производство. В Красноярском крае много хороших разработок, вот только они никуда не внедряются. Изобретатель не знает, как продать своё изобретение. Практически вся интеллектуальная собственность принадлежит компании, которая платит учёному зарплату в 100–150 тысяч в месяц, но всё, что он производит, а также патенты, она забирает. Перестали в учёном нуждаться – уволили и никаких денег больше он не получит.

– Есть же программы поддержки малого бизнеса. Разве государство не предлагает субсидии, льготы?

– К сожалению, получить инвестиции от государства чрезвычайно сложно. Надо не только преодолеть множество препятствий и доказать, что ты делаешь полезное дело, но ещё и иметь первоначальный капитал. Нам говорят: «Хорошо, дадим вам на исследования и разработки 350 миллионов рублей, если найдёте спонсора, который вложит столько же. И 50% дохода – нам». Естественно, частный инвестор тоже не просто так даст деньги. Мы ещё не начали получать прибыль от своего открытия, а все уже спрашивают: «Где деньги?». Мы потому 10 лет и создаём свое предприятие, что нет денег для откатов, взяток. Платим управлению интеллектуальной собственности пошлины за поддержание в силе наших патентов уже десятый год. А прибыль пока не получаем. 5% от объёма продаж мы должны университету. Когда продадим продукт, большая часть уйдёт инвесторам, государству, на налоги.

– Как-то всё грустно. Неужели у нас нет предприятий, которые добились успеха?

– Есть, но мало. Например, местный «Теплофон» использует инновационную идею, которая стала отличным продуктом. Молодцы! В Пензе открылось предприятие, где работают 200 человек, которые производят клапаны сердца из чистого углерода. Они продали около 50 тысяч клапанов на трансплантации, в том числе и в наш кардиоцентр. Лучшего продукта сегодня нет. А начинали с подвала. В Томске, Санкт-Петербурге, Казани, Самаре, на Дальнем Востоке тоже стали появляться инновационные предприятия. Может, и до нашего края дойдёт эта волна активных действий. Но пока – только разговоры.

КСТАТИ
Семь изделий медицинского назначения, разработанные проф. Большаковым – раневые покрытия, предназначенные для реконструкции тканей в области ожоговой травмы, офтальмологии, стоматологии, акушерства и гинекологии, а также для регенеративной медицины – клеточной и тканевой инженерии. Имплантация этих изделий ведёт к восстановлению остаточных или вообще отсутствующих тканей.
ДОСЬЕ
Игорь Большаков родился в 1954 году в Челябинске-40, затем семья переехала в Красноярск-26. Окончил КрасГМУ, аспирантуру во 2-м Московском мединституте им. Пирогова. Работал ассистентом на кафедре оперативной хирургии КрасГМУ, доцент кафедры. Защитил док.торскую в Московском РГМУ. С 1994 г. – профессор кафедры оперативной хирургии с топографической анатомией Красноярского медицинского университета. Автор почти 200 научных работ и 60 патентов. Заслуженный изобретатель РФ. Женат, есть дочь – тоже врач.

Портал «Вечная молодость» http://vechnayamolodost.ru
19.01.2012

Нашли опечатку? Выделите её и нажмите ctrl + enter Версия для печати

Статьи по теме