Завтра наступило вчера
Владимир Емельяненко, «Профиль» №5-2008
Человечество подошло к поворотному моменту своей истории. Оно или найдет способ выживания в мире, который изменят глобальное потепление и роботобум, или погрузится в эпоху мракобесия, считает английский футуролог Джеймс Мартин.
Гуру информационных технологий, в начале 80-х предрекший эру Интернета, Джеймс Мартин приехал в Москву на форум «Россия» со своей новой книгой-предсказанием The Meaning of the 21st Century («Смысл 21 века»). Поскольку его прежний прогноз, о воцарении Всемирной сети, сбылся на 100%, имеет смысл прислушаться к тому, каким футуролог представляет новое столетие. На этот раз ученый пессимистичен: по Мартину, очертания будущего уже различимы, их не изменить, к ним можно только приспособиться, чтобы выжить, но уже на качественно ином уровне развития – мысли, технологий и климата. Чтобы выйти на этот новый уровень, нужно либо сохранять, либо менять (в зависимости от уровня понимания и развития человека) четыре опорных фактора будущего: климат, ускорение развития, глобализм и новые технологии.
Грянет буря
Как утверждает Мартин, независимо от того, каков будет вектор дальнейшего изменения климата – глобальное потепление или, наоборот, постепенное похолодание (по расчетам некоторых ученых, Земля в 2008 году достигла пика потепления и уже «остывает»), – новый климат кардинально изменит жизнь человека.
«Надеяться на лучшее поздно, но имеет смысл и есть время приготовиться в худшему, – заявил «Профилю» Джеймс Мартин. – Из-за идущих перепадов температур (то потепление, то похолодание) будущее будут определять стихии: ураганы, наводнения и засухи. А их следствие – беженцы, голод, сокращение земель, пригодных для сельского хозяйства. В этом смысле мои расчеты совпадают с расчетами американских научных центров Nature и Science (что это за «научные центры», спросите у автора статьи – ВМ). Они тоже прогнозируют, что больше всего пострадают жители Юго-Восточной Азии, Средиземноморья и Тихоокеанского побережья США».
Как считает Мартин, также стоит прислушаться к прогнозам датских, чилийских и российских ученых, которые предрекают раскол Тихого океана на две части с появлением посередине океана куска суши. Одна из причин будущей «перекройки» Земли – резкий рост за последние 30 лет количества 4–5-балльных ураганов. Их стало на 75% больше. По прогнозам ученых, «средний балл» штормов к 2030 году вырастет до отметки 5–7, а периодичность – до 2–3 в год. Это приговор: жизнь на территориях, которые сегодня остаются самыми населенными – северное и юго-западное побережье Тихого океана, западное Индийского и Атлантического, все берега Карибского моря и Мексиканского залива, – станет похожа на жизнь у подножия Везувия. Мартин разделяет мнение ряда ученых о том, что под воду могут уйти часть западных побережий США и Европы, часть Юго-Восточной Азии и Японии. Из-за подтопления льдов потеряют территории страны Скандинавии, а на севере и северо-западе – Россия.
В результате этого сельское хозяйство многих регионов перестанет кормить людей, как раньше. Так, производство риса в Китае снизится на 10–15%, производство кукурузы и маиса в Африке – на 30–35%, а из-за заболоченности части земель Америки и юго-востока Азии культивировать сельское хозяйство там будет сложно. Один из возможных выходов, по Мартину, – новые подходы к развитию сельского хозяйства: без артезианской воды, без почв и даже, возможно, без солнца.
Обезьяна с гранатой
Футуролог полагает, что данность современного развития – непрерывное усложнение мира.
«Уже сегодня процессорная мощность компьютеров, объем их памяти увеличиваются вдвое каждые 18 месяцев, – говорит Мартин. – Скоро компьютеры получат возможность самостоятельной эволюции. Перемены будут идти так быстро, что наступит качественный скачок – стремительные перемены превратятся в норму. С одной стороны, они качественно изменят жизнь. Технологии станут массовыми, люди будут открывать дверь в свою квартиру, просто приложив палец к сенсору, который будет считывать индивидуальные характеристики генома человека. С другой – психика человека не всегда будет успевать за скоростью перемен».
Усложнение мира, по Мартину, требует экспертных знаний, а значит, спроса на узких специалистов на стыке ИТ-технологий и медицины, биохимии и биофизики. Например, специалисты по выращиванию биосырья и биоеды (пшеница, рис и т.д., растущие в условиях наносреды в 5–7 раз быстрее и на площадях в 100 раз меньших, чем на обычной почве) должны владеть основами биоинженерии, биохимии и ИТ-навыками. Также усложнение развития мира потребует постоянной смены программного обеспечения, которое будет быстро устаревать (по Мартину – через каждые 18–25 месяцев). Его замена, то есть очередное усложнение, вещь затратная. В итоге капитал будет дрейфовать туда, где дешевле выживать – где дешевле рабочая сила, но она менее образованная и подготовленная. Там и подстерегает человечество новая опасность – можно не только не успеть за обновлением, но и отдать ИТ-технологии в руки не готовых к их использованию людей, как уже получалось с атомной энергией.
Новый глобализм
Как считает Мартин, мировой технологический коллапс может быть вызван разными причинами. Но главная из них – взаимосвязанность компьютерных систем. Она будет не только нарастать, но и превратится в разновидность нового глобализма.
Проблема в том, что в обществе, где все тотально взаимосвязано, возможно мощное разрушение. Например, ядерный удар по одному городу может стать настоящей катастрофой для всех.
Тем не менее, убежден футуролог, от достижений науки и техники отказываться поздно, поскольку они указывают магистральный путь развития. Во-первых, наука подскажет новую среду обитания взамен утерянных земель. Во-вторых, если не перейти на биоеду, человечество просто не прокормит себя. Правда, есть в достоинствах науки существенный недостаток. В будущем во весь рост встанет не только проблема безопасности использования атомной энергии, биоеды, но и проблема взаимоотношений машин и человека. Хотя Мартин оптимист. Он считает, что появление искусственного интеллекта не будет угрожать человеческому.
«У нас будут машины, которые в миллиарды раз умнее нас, но только в очень узких областях, – пишет в своей книге Мартин. – Пока же ученые не приблизились к созданию искусственного интеллекта потому, что пытаются повторить человека. А как показывает практика, следует пользоваться особенностями, характерными для компьютеров».
Тогда, считает Мартин, технологический мир станет служить человеку, а не наоборот. Причем кардинально поменяется суть жизни. Болезни будут не лечить, а предотвращать, продлевая жизнь человека до 150–200 лет. С преступностью не придется бороться: перерабатывая гигантский объем информации о действиях каждого человека, искусственный интеллект будет выявлять потенциальных преступников еще в детстве. Но главное, изменится суть мировой экономики. Богатство стран и народов будет определяться не природными ресурсами, а интеллектуальными.
Homo futuries
Правда, перед тем как старый добрый Homo sapiens станет Homo futuries, человеком будущего, ему придется пережить помутнение разума.
Сегодня, утверждает Мартин, людей можно разделить на два типа. Первый – «люди книги». Они получают информацию от чтения, поэтому их главная отличительная черта – хороший объем внимания и склонность к анализу. Второй тип – «люди экрана» – кардинально отличается от первого. Этих людей отличают «быстрый отклик» и «тяга к новому клику». Верная примета «человека экрана» – общаясь, он, не дослушав, постоянно хочет сменить тему разговора и двигаться дальше. Один из признаков наступающего помутнения разума – дети с ранних лет имеют дело с машинами и при этом не читают книг. То есть растет поколение людей, привыкших к тому, что на экране происходит несколько вещей одновременно, и желающих, чтобы окружающая среда немедленно реагировала на их запросы.
По данным исследований ученых США и России, сегодня у подростков 9–12 лет диапазон внимания уже, чем у тех, кто старше 18 лет. Таковы издержки привыкания человека к меняющимся условиям эволюции. И пока, по Мартину, издержки будут расти, психика не всех людей будет успевать за скоростью перемен, а биофизические данные человека могут не приспособиться к меняющемуся климату планеты. Как утверждает Мартин, есть два выхода. Человечеству придется либо усовершенствовать свои гены с помощью генной инженерии, что чревато опасной мутацией, либо объединить компьютеры и человеческий мозг.
– Скорее, придется пойти вторым путем, – убежден Джеймс Мартин, – если мы хотим, чтобы биологические организмы превосходили электронные.
Правда, пока люди далеки от такой возможности. Лишь в Японии и Англии ученые научились вживлять электронные чипы в нервную систему человека. Подобная успешная операция проводилась в 2007 году в Оксфорде. Трехмиллиметровый чип вшили в левое запястье профессору Кевину Уорвику, а в срединный нерв вживили 100 электродов. Соединительные провода были проведены под кожей в предплечье. Частичная «роботизация» человека дала возможность передавать нервные импульсы компьютеру, который выполнял простые команды профессора – «принеси чай», «открой дверь», «включи свет». Дальше наука пока не продвинулась.
Портал «Вечная молодость» www.vechnayamolodost.ru
14.02.2008