16 Июля 2008

Борьба с ожирением: советы специалиста

Ашот Мкртумян: «В борьбе с ожирением крайне важно просвещение пациента»

Ирина Широкова, Remedium.ru

О лекарственной терапии ожирения и многих других значимых аспектах противостояния лишним килограммам рассказывает А.М.Мкртумян, д.м.н., проф., заведующий кафедрой эндокринологии и диабетологии МГМСУ.

– Ашот Мусаелович, существует много мнений о том, что является главным в системе похудения. А как Вы относитесь к наиболее популярным методам избавления от лишнего веса?

– Действительно, споры насчет того, как правильно худеть, ведутся до сих пор, и они не беспочвенны. Вы сами прекрасно знаете, как много было высказано по этому вопросу предложений и рекомендаций, сколько выпущено разного рода руководств. Одни специалисты считают, что залогом успеха является раздельное питание, другие советуют придерживаться только белковой еды. Существует и точка зрения, согласно которой для похудения следует ограничить прием углеводов или даже исключить их из рациона, увеличив при этом потребление жиров. Примером может служить популярная в нашей стране т.н. кремлевская диета (в мире известная как низкоуглеводная диета Аткинса). Пользуясь любым их этих методов, похудеть, конечно, можно. Но какой ценой это будет достигнуто?

– Действительно, какой? Цель не всегда оправдывает средства?

– Да, я считаю, что самое главное при решении проблемы лишнего веса – не навредить здоровью. А ведь вышеперечисленные диеты, увы, грешат однобокостью и приводят либо к дефициту белка, либо жира со всеми вытекающими последствиями. Так, например, полный отказ от жирной пищи может привести к дефициту жирорастворимых витаминов, которые перестают усваиваться в организме. Не следует забывать и о мозге, которому для нормальной работы необходимы жирные кислоты и углеводы. Поэтому оптимальным является смешанное питание при соблюдении физиологического соотношения жиров, углеводов и белков. Над этим вопросом много работали и американские, и наши ученые. Кстати, в 40-х гг. прошлого века именно наши ученые ввели понятие «физиологическая диета», в которой количество белков в суточном рационе должно быть не менее 15%, углеводов – от 50 до 60%, а жиров – от 25 до 30%. Вот такая диета была бы самой приемлемой.

– А каков, на Ваш взгляд, оптимальный рецепт снижения веса?

– В целом лучшая формула похудения – это здоровый образ жизни, под которым нужно понимать дозированные физические нагрузки и смешанное питание с ограничением калорийности. Хочу подчеркнуть, что ограничение калорийности пищи не подразумевает полного исключения какого-либо продукта питания, потому что с пищей, помимо витаминов, мы получаем и микроэлементы. Однако из-за существующих заблуждений многие люди не едят жиры, а потребляют только растительное масло, почему-то считая его диетическим. На самом деле оно калорийнее свиного сала, которое не является чистым жиром. Попробуйте полностью растопить свиное сало – у вас ничего не выйдет. Получите огромное количество шкварок. Даже сливочное масло имеет жирность – максимум 82-83%. А вот растительный жир – это и вовсе 100%-ный жир. Что действительно необходимо включить в рацион, так это продукты, богатые клетчаткой, – прежде всего овощи. Эта пища не тает во рту, как жирная, напротив, ее нужно долго жевать.

– А как быть в тех случаях, когда пациент не в состоянии придерживаться правильного режима питания?

– Действительно, случается, что соблюдение правил здорового образа жизни, который мы рекомендуем, оказывается недостаточным для «сбрасывания» лишнего веса, или же по каким-то субъективным или объективным причинам человек не может обуздать свои вредные привычки – есть «за компанию», постоянно «перекусывать». Последнее, как правило, происходит при нарушениях в регуляторных системах организма, отвечающих за его аппетит, особенно часто – после перенесенных инфекций. В этих случаях коррекция веса достигается с помощью лекарств, которые, замечу, во всем мире являются рецептурными. Лекарственная терапия, позволяющая изменить привычки, уменьшить поступление энергии при той тяжелой ситуации, с которой мы сегодня столкнулись в нашей стране (эпидемический характер ожирения), занимает не последнее место в системе борьбы с лишним весом.

– Однако, в настоящее время ассортимент лекарств для похудения чрезвычайно скуден. Как Вы считаете, с чем это связано?

– Чтобы ответить на этот вопрос, нужно углубиться в историю. Десятилетиями для борьбы с лишним весом использовали препараты амфетаминового ряда – химические стимуляторы, способствующие снижению аппетита. Да, они высокоэффективны, но вызывают химическую зависимость. И пациенты, которые применяли эти препараты, позже не могли от них отказаться. Поэтому эти средства были запрещены к использованию.

Какое-то время пациенты с успехом снижали вес с помощью Изолипана (дексфенфлурамина). Этот препарат принципиально отличается от амфетаминовых анорексигенных лекарств отсутствием развития привыкания, психостимулирующего и гипертензивного действия. Однако после того как выяснилось, что это ЛС повышает внутрилегочное давление и даже может вызвать обезображивание клапанного аппарата, оно было отозвано с фармрынка.

Как следствие, сегодня во главу угла медикаментозного решения проблемы лишнего веса ставится безопасность используемых препаратов, подразумевающая углубленные клинические исследования. Отсюда и малочисленность ассортимента, который в нашей стране представлен лишь двумя препаратами – Меридией (сибутрамин) и Ксеникалом (орлистат).

– Каковы особенности и различия этих ЛС?

– Меридия влияет на главную причину набора веса – переедание, нормализуя чувство насыщения. Не вызывая снижения аппетита, способствует более раннему наступлению чувства сытости. Ксеникал же имеет иной механизм действия: блокируя активность липазы во время еды, он препятствует расщеплению жиров.

– Видите ли Вы какие-то резервы для расширения ассортимента подобных препаратов?

– Такие резервы имеются. В обозримом будущем на рынок выйдет новый препарат – Римонабан, который действует на опиоидные центры и тем самым может одновременно влиять на пищевое поведение, обеспечивая чувство сытости при уменьшении приема еды, и на отказ от курения. Но это средство еще нужно многократно тестировать на полную безопасность. Римонабан уже прошел клинические исследования, в том числе и в России. Кроме того, сегодня активно развивается генная инженерия. И мы предполагаем появление препаратов, которые смогут подправить нарушенный генетический код. На сегодня эти средства пока не имеют названия и проходят 1-ю или 2-ю фазу испытаний.

– Среди потребителей очень востребованы БАДы для похудения. Как Вы относитесь к этой группе аптечного ассортимента?

– Действительно, БАДы применяет огромное количество людей. Беда в том, что во многих биодобавках необходимый эффект достигается за счет запрещенной к применению лекарственной субстанции. Ярким примером могут служить БАДы с высоким содержанием кофеина. Нет, я ни в коем случае не хочу огульно критиковать все БАДы, т.к. они необходимы человеку в качестве источников микроэлементов, растворимой формы клетчатки и других полезных соединений. Однако пациенты должны иметь четкое представление о том, что именно и для чего они применяют.

– Лекарственные препараты для похудения, в отличие от БАД, относятся к рецептурному сегменту. Но в нашей стране с данной проблемой обращаются к врачу лишь в крайних случаях. Что, с Вашей точки зрения, здесь необходимо сделать для вдумчивого потребительского подхода?

– В первую очередь, следует оптимизировать просвещение пациентов. Это должно произойти через организацию «школ ожирения», где будут обсуждаться поведенческое изменение, психотерапевтические аспекты проблемы, роль избыточного веса в развитии тяжелых недугов. Например, многие пациенты не знают, что ожирение в 40% случаев является причиной заболеваемости раком толстого кишечника, в 25% – рака молочной железы, почти в 100% – сахарного диабета II типа, который обусловлен нарушениями углеводного обмена. Уделять как можно больше внимания просвещению пациентов должны и фармкомпании. Необходимо в доступной форме информировать потребителя о том, что проводить терапию избыточной массы тела нужно с помощью проверенных и безопасных лекарств, что необходимо консультироваться с врачами, прислушиваться к советам диетологов, что, выбирая средство для снижения веса, ждать длительного и устойчивого эффекта можно лишь от препаратов, устраняющих причину заболевания. Замечу, что немаловажная роль в таком просвещении возлагается и на провизоров.

Вообще, поддержка пациентов очень важна. И инициатива, которая сегодня была здесь озвучена компанией Abbott, – разработка и поддержание открытого сайта http://www.vesu.net/, где пациенты смогут больше узнать о разных способах снижения веса, смогут их сравнить и разобраться в современных подходах к терапии, – заслуживает одобрения.

– Ашот Мусаелович, основным потребителем лекарств для похудения в России, как известно, являются женщины. А мужская аудитория совсем равнодушна к этой проблеме?

– Привлечение внимания мужчин к проблемам ожирения является для нас очень серьезной проблемой. Ведь многие мужчины недооценивают серьезность этого расстройства, зачастую даже не подозревая о его побочных осложнениях. Так, при избыточном весе ограничивается синтез тестостерона – главного полового гормона. Из-за этого у полных мужчин снижается половое влечение, а нарушение эндотелиальной функции и вовсе может привести к импотенции. Кроме этого, при ожирении возникает апноэ во сне, храп, потливость, страдает опорно-двигательный аппарат. Мы с помощью публикаций в различных изданиях пытаемся донести эти сведения до мужской аудитории, привлечь ее внимание к проблеме, однако и здесь предстоит долгая и серьезная работа.

– Будем надеяться, что она принесет свои плоды. Благодарим за интервью и желаем научных успехов!

Портал «Вечная молодость» www.vechnayamolodost.ru
16.07.2008

Нашли опечатку? Выделите её и нажмите ctrl + enter Версия для печати

Статьи по теме