22 Сентября 2016

Не болит, но убивает

Что нужно знать о «плохом» и «хорошем» холестерине

Ирина Невинная, «Российская газета»

О том, что «зашкаливает» уровень холестерина, мы часто узнаем случайно: во время диспансеризации, например. Или, что гораздо хуже, когда уже начинаются проблемы с сосудами и сердцем, начинает скакать давление. Ведь холестерин «не болит», но постепенно убивает, являясь одним из основных факторов развития атеросклероза. Что нужно знать о «высоком» и «низком» холестерине? Что такое холестерин «плохой» и «хороший»? С какого возраста контролировать его уровень? Достаточно ли соблюдать диету и обязательно ли принимать назначенные врачом лекарства? Об этом «РГ» рассказал доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник ФГБУ «Российский кардиологический НПК» Минздрава России, президент Национального общества по изучению атеросклероза Марат Ежов.

– Как известно, высокий уровень холестерина до поры до времени никак себя не проявляет: человек чувствует себя нормально. У него ничего не болит. Но что будет, если ничего не делать, холестерин не контролировать, не лечиться?

Марат Ежов: Гиперхолестеринемия – один из основных факторов, приводящих к атеросклерозу. Избыток холестерина накапливается, откладывается на стенках сосудов, поражая коронарные артерии, сосуды, питающие головной мозг, – сонные и позвоночные артерии, а также артерии нижних конечностей. Соответственно, у человека развиваются ишемическая болезнь сердца (ИБС), цереброваскулярная недостаточность, перемежающая хромота и, как крайние проявления, – инфаркт, инсульт, гангрена и ампутация нижних конечностей. Атеросклероз – немой враг, он развивается медленно и постепенно. Соответственно, и холестерин без преувеличения можно назвать тихим убийцей. У нас в России, по данным ВОЗ, 60% населения имеют повышенный уровень холестерина. Крайне высокие его значения, это уже данные нашего Национального общества по изучению атеросклероза, у каждого десятого. И один из 200-300 человек имеет генетические нарушения липидного обмена.

– Понятно, что чем раньше выявлены отклонения в состоянии здоровья, тем легче вылечиться. Когда нужно начинать регулярно следить за холестерином?

Марат Ежов: В среднем уже 25-летний человек может иметь начальные проявления атеросклероза сосудов сердца. В целом, если взять всю популяцию в нашей стране, мы имеем дело со среднестатистическим уровнем холестерина около 6 ммоль/л при норме до 5. Если же человек уже болен ИБС, уровень общего холестерина у него не должен превышать 4, а липопротеиды низкой плотности (ЛНП) – 1,8 ммоль/л. Поэтому уже в молодом возрасте стоит регулярно, хотя бы раз в год сдавать анализ для определения общего холестерина. Если будут отклонения от нормы – проводить более развернутые исследования (так называемый липидный профиль – уровни липопротеидов низкой и высокой плотности – ЛНП и ЛВП, а также триглицериды). И, конечно, вместе с врачом-кардиологом принимать меры.

– Почему же с возрастом уровень холестерина растет? Виновато неправильное питание? Что-то еще?

Марат Ежов: Природа этого процесса мультифакторна. Классические факторы риска хорошо известны. Они подразделяются на те, которые от нас не зависят, и те, на которые мы можем влиять. К первым относятся пол, возраст, семейный анамнез, или, иными словами, наследственность. Встречаются генетические «поломки», когда крайне высокие значения холестерина – и 15, и 20 ммоль/л – выявляются уже в младенчестве. Никто не понимает, почему такой ребенок пытается бежать и не может, начинает плакать. А у него типичная «грудная жаба», стенокардия напряжения…

Поэтому, если в семье имелись ранние случаи инсультов, инфарктов, нужно быть вдвойне внимательными и к своему здоровью, и здоровью детей.

– А что можно сказать о факторах, на которые мы можем повлиять? Что это – образ жизни?

Марат Ежов: Да, конечно. Помимо высокого уровня холестерина буквально ведущее место среди факторов риска занимает гипертония. Далее следуют – гипергликемия и сахарный диабет, курение, отсутствие достаточной физической нагрузки, неправильное питание, когда в рационе преобладают жиры и углеводы в ущерб овощам, фруктам, продуктам моря… Метаболический синдром, который возникает в результате неправильного образа жизни, и приводит и к диабету второго типа, и к гипертонической болезни.

– Вы упомянули про «плохой» и «хороший» холестерин – это липопротеиды низкой плотности (ЛНП) и, соответственно, высокой плотности (ЛВП), две фракции холестерина, чьи уровни определяют вместе с уровнем общего холестерина. Какова их роль? Самому человеку стоит разобраться в этом, или это дело врача?

Марат Ежов: Не вижу ничего плохого, если пациент стремится детально разобраться, что происходит в его организме. Ведь в этом случае он будет более ответственно подходить к лечению.

По самым последним рекомендациям, которые опубликованы в 2016 году Европейским кардиологическим обществом, ведущим показателем и для диагностики, и для принятия решения о лечении признан «плохой» холестерин – ЛНП. То есть мы должны воздействовать именно на плохой холестерин, стремясь привести его содержание в крови к нормальному. Также важен показатель триглицеридов – их высокая концентрация тоже в принципе атерогенна, то есть приводит к атеросклерозу. Кроме того, чем выше концентрация триглицеридов, тем выше риск развития панкреатита.

Что касается «хорошего» холестерина (ЛВП) – чем выше его уровень, тем лучше. Считается, что именно «плохой» холестерин «оседает» на стенках сосудов, образует бляшки, приводя к стенозу. «Хороший» же, напротив, вовлечен в обратный транспорт холестерина и помогает выведению его из организма. Но все попытки найти препараты, которые бы искусственно повысили уровень ЛВП, потерпели неудачу. Исследователи думали – если добиться высокого ЛВП, можно «запустить» процессы, происходящие в организме, вспять: бляшки исчезнут, риск инсульта и инфаркта станет меньше. Но реализовать эту идею не удалось.

– То есть рекомендации для пациентов: правильно питаться, вести активный образ жизни, регулярно следить за уровнем «плохого» холестерина и глицеридов и, если врач рекомендует, принимать препараты, нормализующие их показатели. Обычно назначают статины. Но многие их боятся – иногда даже врачи предупреждают, что они плохо влияют на печень...

Марат Ежов: Что касается диеты, даже серьезное ограничение в рационе животных жиров и «быстрых» углеводов не поможет привести уровень холестерина к норме, если он серьезно повышен. Считается, что, скорректировав питание, максимум, чего можно добиться, это снижение на 10-15%. Поэтому медикаментозная терапия обязательна. «Золотой» стандарт для коррекции гиперхолестеринемии, профилактики сердечно-сосудистых осложнений – это действительно статины. И бояться их не нужно, вероятность развития побочных эффектов при их приеме ничтожно мала по сравнению, например, с аспирином или парацетамолом, которые можно купить вообще без рецепта.

Кроме того, в последнее время разработаны и зарегистрированы и другие классы препаратов с иным механизмом действия, которые применяются либо вместе со статинами, усиливая их эффект, либо самостоятельно. Так что врачу есть из чего выбрать, подбирая для пациента наиболее эффективную терапию.

– Но, наверное, не менее важно, чтобы пациент эти назначения выполнял. Ведь речь идет, по сути, о пожизненном приеме лекарств.

Марат Ежов: Да, к сожалению, плохая приверженность к терапии довольно распространена. Пациент говорит: я хорошо себя чувствую, зачем пить таблетки, «травиться»? Или пропил полгода, не чувствует никаких изменений, а лекарство не очень-то и дешевое. Думает: ну, и что деньги тратить? Но повторю еще раз: холестерин не болит. Но это «нормальное» состояние – до поры до времени.

И второй важный момент: нужна ранняя диагностика и постоянный контроль за этими больными. Нужны липидные центры – чтобы специалисты прицельно занимались такими больными. В идеале, было бы правильно, чтобы в каждом крупном учреждении был липидный кабинет. Сейчас наше общество разрабатывает концепцию такой программы.

Портал «Вечная молодость» http://vechnayamolodost.ru
 22.09.2016


Нашли опечатку? Выделите её и нажмите ctrl + enter Версия для печати

Статьи по теме