03 Апреля 2014

БАДы для продления жизни проверки не выдержали

Josh Mitteldorf, LIFE EXTENSION SUPPLEMENTS: A REALITY CHECK

Перевод Евгении Рябцевой, портал «Вечная молодость» http://vechnayamolodost.ru

Профессор биохимии из университета Калифорнии в Риверсайд Стефан Спиндлер (Stephen Spindler) в течение многих лет утверждает, что прием здоровыми взрослыми людьми биологически активных добавок, растительных экстрактов и нутрицевтиков в целом неэффективен, при этом некоторые из них в действительности могут отрицательно сказываться на продолжительности жизни. В его статье Review of the literature and suggestions for the design of rodent survival studies for the identification of compounds that increase health and life span, опубликованной в 2012 г. в журнале AGE (в открытом доступе), проанализированы почти 50 экспериментальных работ, посвященных увеличению продолжительности жизни мышей. Практически все они закончились неудачей.

В рамках одной из недавно опубликованных работ группы Спиндлера (Influence on Longevity of Blueberry, Cinnamon, Green and Black Tea, Pomegranate, Sesame, Curcumin, Morin, Pycnogenol, Quercetin, and Taxifolin Fed Iso-Calorically to Long-Lived, F1 Hybrid Mice)  были проведены отдельные эксперименты по изучению эффектов экстрактов голубики, граната, зеленого и черного чая, корицы, кунжута, куркумина, морина, пикногенола, кверцетина и таксифолина при обычной калорийности рациона подопытных мышей. Авторы утверждают, что в предыдущих работах других исследователей увеличение продолжительности жизни подопытных животных объясняется не потреблением обладающих противовоспалительным и антиоксидантным действием фитонутриентов, а снижением калорийности рациона за счёт замены части его на вкусные, но не питательные фрукты.

Одна из тем, обсуждаемых в статьях Спиндлера, посвящена тому, что низкокалорийная диета является единственным механизмом, дающим стабильные результаты, а также тому, что многие из подходов, считающихся способными увеличить продолжительность жизни, подспудно ограничивают поступление в организм питательных веществ, (что остается без внимания исследователей). Однако существует огромное количество соединений, нуждающихся в проведении подобных экспериментов, а каждое исследование на мышах настолько затратно, что Спиндлер предложил использовать профили экспрессии генов для упрощения идентификации кандидатов на проведение дальнейших исследований.

Еще один подход заключается в одновременном тестировании множества соединений, входящих в состав «коктейля» для увеличения продолжительности жизни. Аргументом в пользу этого подхода является общеизвестный факт, согласно которому употребление фруктов и овощей способствует сохранению хорошего здоровья и долголетию – см., например, недавнюю статью в The American Journal of Clinical Nutrition (Bellavia et al., Fruit and vegetable consumption and all-cause mortality: a dose-response analysis), в которой на основе 13-летних наблюдений за когортой из более чем 70 тысяч человек показана значительная разница в продолжительности жизни и вероятности смерти в зависимости от потребления овощей и фруктов.. Поэтому, возможно, для получения ощутимых результатов необходимо применение сложной комбинации биологически активных веществ.

В конце прошлого года Спиндлер опубликовал в журнале AGE результаты своих экспериментов (Lifespan effects of simple and complex nutraceutical combinations fed isocalorically to mice), в рамках которых в корм гибридных мышей добавляли коммерческие комбинированные препараты для «продления жизни». Полученные результаты отрезвляют тех из нас, кто ежедневно принимает тщательно подобранные пищевые добавки, в том числе для автора статьи, рекомендующего прием подобных препаратов на своей интернет-странице Aging Advice.

Результаты

Семь из восьми опубликованных в статье графиков, демонстрирующих продолжительность жизни мышей, выглядят следующим образом.

На графике видно, что динамика смертности мышей, корм которых был обогащен пищевыми добавками, в точности соответствует динамике смертности мышей, содержащихся на стандартном рационе.

(Результаты, полученные для экспериментальной группы и группы контроля, практически идентичны. Поэтому, если бы не уверенность в добросовестности исследователя, его можно было бы заподозрить в подтасовке данных. Однако автор данного обзора уверен, что в случае Спиндлера воспроизводимость результатов обусловлена его компетентностью во всех аспектах работы с мышами и планирования экспериментов. Сотрудники его лаборатории имеют очень большой опыт и применяют методы содержания, кормления, обеспечения водой, поддержания температурного и светового режимов, позволяющие устранить бОльшую часть обычного для лабораторных экспериментов разброса данных. Даже выбор линии мышей производится на основании результатов глубокого анализа.)

Одна из восьми экспериментальных групп продемонстрировала даже небольшое укорочение продолжительности жизни по сравнению с группой контроля:

Полученные результаты не подтверждают гипотезу, согласно которой простые или сложные комбинации нутрицевтиков, включающие антиоксиданты, эффективно отсрочивают начало и замедляют прогрессию основных причин смерти у мышей. Результаты не противоречат данным, полученным при проведении эпидемиологических исследований, согласно которым пищевые добавки не оказывают положительного влияния, а в некоторых случая даже вредны для здоровых людей.

Какие соединения проанализированы?

При проведении исследования мышей разделили на 8 экспериментальных групп, получавших разные комбинации пищевых добавок, одну группу контроля, получавшую стандартный рацион, и одну группу «положительного контроля», содержавшуюся на низкокалорийной диете (и жившую дольше). Некоторые компоненты получаемых разными группами комбинаций совпадали. Полный список компонентов очень велик, поэтому ниже приведены только основные позиции:

  • аспирин,
  • альфа-липоевая кислота;
  • экстракт голубики,
  • карнитин,
  • карнозин,
  • коэнзим Q10 (убихинол),
  • дегидроэпиандростерон,
  • гинкго билоба,
  • зеленый чай,
  • мелатонин,
  • различные минералы,
  • N-ацетилцистеин,
  • экстракт граната,
  • кверцетин,
  • ресвератрол,
  • S-аденозилметионин,
  • силимарин (расторопша),
  • комплекс витамина А,
  • витамины группы В,
  • витамин С,
  • витамин D3,
  • витамин Е,
  • витамин К2.

Два из этих соединений (метформин и мелатонин) достоверно продемонстрировали свою способность увеличивать продолжительность жизни в более ранних экспериментах на мышах. Спиндлер не комментирует этот факт и вопрос остается открытым. Есть также достоверные данные, полученные в исследованиях с участием людей, согласно которым витамин D и аспирин снижают смертность от любых причин – см. обзор Josh Mitteldorf Vitamin D and Aspirin: Fast track to a longer life.

В исследовании не анализировались эффекты лекарственных препаратов, отпускаемых только по рецепту врача, ранее продемонстрировавших способность увеличивать продолжительность жизни мышей, таких как депренил, метформин и рапамицин. Первые два из них, по мнению автора, вполне пригодны для применения большинством людей.

Рыбий жир ответственен за укорочение продолжительности жизни

Почему в эксперименте №8 произошло укорочение продолжительности жизни (примерно на 9%)? Спиндлер предполагает, что причиной этого может быть реакция мышей на омега-3 жирные кислоты (рыбий жир). Он приводит еще не опубликованные данные, согласно которым принимаемый отдельно рыбий жир уменьшает продолжительность жизни. Еще одним возможным объяснением является хорошо известный факт, что некоторые растительные соединения оказывают эффекты, схожие с эффектами гормонов млекопитающих, и что неконтролируемая передозировка растительными экстрактами может серьезно нарушить обмен веществ.

Предостережение: мыши – не люди

Некоторые аспекты метаболизма старения мышей аналогичны происходящему в организме человека, тогда как другие очень сильно отличаются. Одним из принципиальных отличий является то, что стареющие мыши умирают преимущественно от рака, тогда пожилые люди умирают от заболеваний сердечно-сосудистой системы, рака и болезни Альцгеймера. В организме стареющих мышей, также как и в организме стареющих людей, повышается концентрация гормонов, которые стимулируют воспалительные процессы, разрушающие здоровые ткани и повышающие риск развития рака (Belloni et al., Suppressing an Anti-Inflammatory Cytokine Reveals a Strong Age-Dependent Survival Cost in Mice // PLOS ONE, 2010). Поэтому причины неэффективности ингредиентов, обладающих противовоспалительными свойствами (таких как омега-3 жирные кислоты и аспирин) особенно неясны. В отличие от человека, у стареющих мышей не происходит укорочения теломер, поэтому можно надеяться, что активаторы теломеразы (такие как экстракты силимарина, астрагала, ашвагандха, бакопа) благотворны для человека, несмотря на бесполезность для мышей.

Частично полученные в работе группы Спиндлера нулевые результаты можно объяснить содержанием в протестированных комбинациях витаминов-антиоксидантов, которые, согласно существующим данным, в целом уменьшают продолжительность жизни. Это может нейтрализовать положительные эффекты других ингредиентов, которые могли бы оказывать положительное влияние при индивидуальном применении. Это же распространяется и на рыбий жир, входящий в состав одной из неэффективных комбинаций.

Что мы имеем в итоге?

Результаты эпидемиологических исследований свидетельствуют о том, что небольшие дозы нестероидных противовоспалительных препаратов (ибупрофен, аспирин), а также большие дозы витамина D снижают смертность.

Эксперименты на грызунах продемонстрировали, что мелатонин, метформин и депренил увеличивают продолжительность жизни. Есть также данные, полученные российскими учеными, согласно которым в этом список можно добавить ионы Скулачева (SkQ), однако этот препарат пока отсутствует на рынке.

Существуют также отдельные примеры и теоретическая подоплека, свидетельствующие в пользу активаторов теломеразы: астрагалозидов, экстракта силимарина и других растений, карнозина и др. Возможно, эти соединения более эффективны в отношении человека, чем в отношении мышей, однако достоверных доказательств этому пока нет.

Все остальные данные имеют спекулятивный характер. Многие из пищевых добавок могут помогать одним людям и не помогать другим. Спиндлер также подчеркивает, что беспокойство вызывает вероятность причинения вреда здоровью. Никому из нас не было бы приятно узнать, что принимаемые нами пищевые добавки в действительности могут укорачивать жизнь.

03.04.2014

Нашли опечатку? Выделите её и нажмите ctrl + enter Версия для печати

Статьи по теме