25 Сентября 2020

Стоит ли бежать в аптеку?

О препарате «Коронавир»

Ирина Якутенко, «Эхо Москвы»

Не могу не написать про препарат «Коронавир», который в России планируется продавать по 12 тысяч рублей (!) за упаковку, а всего на курс рекомендуется три упаковки (!!!). Это не уникальная российская разработка, а давно известное вещество фавипиравир, созданное в Японии для лечения высоколетальных штаммов гриппа. Однако его эффективность достоверно подтвердить не удалось – и кроме того, в испытаниях на животных выяснилось, что фавипиравир является тератогеном, то есть вызывает уродства у плода при приеме беременными. Обычно такая «находка» – однозначный бан для «несерьезных» препаратов. Для лекарств, скажем, от рака это допустимо, потому что польза перевешивает вред. Еще известные тератогены – антибиотики тетрациклинового ряда, некоторые антидепрессанты, противосудорожные препараты. Важно, что все они действительно помогают от целевого заболевания, а их тератогенный эффект известен, и беременным эти препараты не назначают. В случае фавипиравира существенный эффект не доказан ни для гриппа, ни для коронавирусной инфекции. Сторонники использования фавипиравира при COVID-19 настаивают, что он ингибирует РНК-зависимую РНК-полимеразу SARS-CoV-2. По другой гипотезе, провоцирует появление в РНК вируса «серьезных» мутаций, которые убивают вирус.

Об успехе единственных завершенных клинических испытаний использования фавипиравира у пациентов с коронавирусом было заявлено в пресс-релизе самой компании, статьи опубликовано не было. Да и успех такой. Сомнительный. Больные, принимавшие фавипиравир, выписывались из больницы, в среднем, через 11,9 дня, а те, кто получал плацебо – через 14,7 дня. И это мы еще не видели деталей эксперимента: как проводилась рандомизация, ослепление и т.д. Помнится, гидроксихлорохин тоже показывал эффект в исследованиях, где эти процессы были проведены, скажем так, очень творчески. Но стоило сделать все по уму, как эффект загадочным образом испарился.

Российская компания, которая выпускает фавипиравир, тоже провела испытания и даже опубликовала их в журнале «Медицинский оппонент». Это российское рецензируемое издание, основанное в 2018 году. Указано, что журнал рассылается «через адресную бесплатную рассылку по базам данных врачей-специалистов России и ближнего зарубежья, рассчитанную для каждого номера журнала по ведущим темам, а также через профессиональные специализированные выставки, конференции и конгрессы, заседания обществ, школы и лицензионные циклы усовершенствования врачей». За три года существования статьи оттуда процитировали 61 раз. То есть, мягко говоря, это не самое топовое издание.

Но, тем не менее, статья там есть – и это, безусловно, очень хорошо – и результаты сравнимы с японцами. Хотя у работы множество нюансов. Первое: критерием успеха было улучшение состояние, а не выписка, как в Японии. Это очень мягкий критерий. Второе: участников очень мало, всего 60 человек, из них 20 в группе сравнения. Рандомизация тоже вызывает вопросы: в группе сравнения было намного больше мужчин, а средний возраст выше – оба эти фактора увеличивают вероятность более тяжелого течения.

И самое главное: указано, что обе группы, помимо основной терапии (фавипиравиром в экспериментальной группе или арбидолом в контрольной) получали сопутствующее лечение, а именно «жаропонижающие, антибиотики, антикоагулянты (перорально или парентерально) и симптоматическую терапию». Ключевое слово здесь – антикоагулянты. Эти препараты очень существенно снижают риск осложнений от COVID-19 (но ни в коем случае! никогда! их нельзя принимать самостоятельно! Потому что побочный эффект этих лекарств – кровотечения, в том числе летальные) – и очень бы хотелось увидеть дозировки и прочее этих препаратов в обеих группах.

Говоря простым языком: на сегодня у нас есть все основания полагать, что именно они, а не противовирусные с недоказанной эффективностью определяют выздоровление и пациентов с выраженной симптоматикой (для тяжелых пациентов есть еще препараты, но о них в другой раз). Ну и 36 тысяч за курс – это, конечно, лихо. Особенно учитывая тератогенность и тот факт, что принимать препарат предлагается людям с мягкой или средней симптоматикой (исследования есть только для них), абсолютное большинство из которых и так поправятся. Будьте здоровы.

Об авторе: Ирина Якутенко – молекулярный биолог, научный журналист, автор телеграм-канала «Безвольные каменщики».

Портал «Вечная молодость» http://vechnayamolodost.ru


Нашли опечатку? Выделите её и нажмите ctrl + enter Версия для печати

Статьи по теме