27 Августа 2024

Использование планшетов повысило уровень гнева у детей раннего возраста

Проспективное исследование бразильских, канадских и южноафриканских ученых показало, что использование планшетов детьми в возрасте 3,5 года связано с более выраженными реакциями гнева и фрустрации в возрасте 4,5 года. Это, в свою очередь, повышает вероятность использования планшета в 5,5 года. Как сообщается в JAMA Pediatrics, формирование такого порочного круга может быть вредным для развития эмоциональной регуляции ребенка.

Согласно опросу, проведенному в США, у большинства четырехлетних детей есть собственные мобильные устройства. По данным Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в России в дошкольном возрасте (3–6 лет) собственный смартфон имеется у 30 процентов детей, а планшет — у 13 процентов. Известно, что количество времени, проводимого маленькими детьми за мобильными устройствами, увеличилось в среднем с 5 минут в день в 2020 году до 55 минут в день в 2022 году. Причем наибольшую популярность приобретают планшеты, которые имеют больший, чем у смартфонов, экран, но сохраняющие удобство для транспортировки и использования в общественных местах.

При этом детские психологи уверены, что дошкольный возраст — важный и сложный этап развития навыков эмоциональной регуляции. И дети, которые проводят большое количество времени за экранами, могут лишиться возможности общения с воспитателями, свободно играть с другими детьми; эти действия помогают детям овладеть навыками эмоциональной саморегуляции. Низкий уровень саморегуляции приводит к вспышкам гнева и фрустрации, которые связаны с последующими негативными последствиями для здоровья.

В своем предыдущем исследовании группа ученых под руководством Кэролайн Фитцпатрик (Caroline Fitzpatrick) из Шербрукского университета выяснила, что увеличение времени, которое дети проводят перед экранами, связано со склонностью детей к вспышкам гнева и фрустрации. В новой работе ученые дольше наблюдали за детьми и навыками их эмоциональной саморегуляции, а также выдвинули гипотезу о двунаправленной связи между использованием планшетов и склонностью к гневу и фрустрации. Родители детей заполнили опросник, в котором сообщали о частоте использования планшетов детьми. Уровень гнева и фрустрации измерялся с помощью короткого опросника поведения детей.

В изучаемую выборку включили 171 мальчика и 144 девочки. В среднем дети проводили с планшетом 6,5 часа в неделю (0,92 часа в день) в возрасте 3,5 года, 6,7 часа в неделю (0,95 часа в день) в возрасте 4,5 года и 7 часов в неделю (1 час в день) в возрасте 5,5 года. Наблюдалась значимая положительная двухфакторная корреляция между использованием планшета в более младшем и более старшем возрасте (p < 0,001). При этом использование планшетов и проявления гнева были взаимосвязаны в каждом изучаемом возрасте (p = 0,01).

Многофакторная статистическая модель показала, что увеличение времени использования планшета ребенком в возрасте 3,5 года на 1,22 часа в день в среднем связано с увеличением выраженности гнева у детей в возрасте 4,5 года на 22 процента. Когда детям было 4,5 года, увеличение количества проявлений гнева у детей на один процент коррелировало с увеличением вероятности использования планшета в возрасте 5,5 года на 0,28 часа в день.

По мнению ученых, результаты этого исследования указывают, что использование планшетов может подорвать способность ребенка эффективно управлять эмоциями во время повседневной жизни. Более того, дети, которые чаще проявляют гнев, могут прибегнуть к использованию цифровых технологий для сдерживания вспышек гнева, что еще больше вредит развитию эмоциональной саморегуляции. Хотя для окончательных выводов потребуются более фундаментальные исследования, уже сейчас ученые призывают родителей обратить внимание на время, которое их дети проводят перед экранами.

Нашли опечатку? Выделите её и нажмите ctrl + enter Версия для печати

Статьи по теме