Потерявший память, но незабвенный
Марина Аствацатурян, «Эхо Москвы»
Самый значимый в истории нейропсихологии пациент, во многом благодаря которому наука установила структуры мозга, ответственные за запоминание и обучение, скончался в возрасте 82 лет.
(Снимок из статьи в The New York Times от 04.12.2008
“H. M., an Unforgettable Amnesiac, Dies at 82” – ВМ.)
Канадец Хенри Молейсон (Henry Molaison), известный до сих пор как больной Н.М., за последние полвека принял участие в тысячах исследований. В начале 1950-х он перенес экспериментальную операцию на головном мозге по поводу эпилепсии, от которой жестоко страдал с детства. Приступы эпилепсии прекратились, но человек утратил способность формировать новые воспоминания. Дело в том, что хирургическое вмешательство, при котором были удалены небольшие участки правой и левой височной долей его мозга, задело и такую парную структуру как гиппокамп.
Сейчас уже известно, что гиппокамп участвует в механизмах формирования эмоций и консолидации памяти, то есть перехода кратковременной памяти в долговременную. Но этим знанием мы в немалой степени обязаны Хенри Молейсону.
Как отметила в интервью сетевому изданию The Scientist наблюдавшая Н.М. на протяжении десятилетий известный нейрофизиолог Бренда Милнер (Brenda Milner) из Монреальского Неврологического Института (Montreal Neurological Institute) и Университета Макгилла (McGill University), «он был великодушный человек, готовый сотрудничать и имевший желание принести пользу науке». Интеллект Молейсона после операции не пострадал, но с 1953 года он не запомнил ничего нового – все новые люди, места, события не задерживались в его памяти дольше, чем на несколько секунд. Так, он помнил свое детство, свои приступы эпилепсии и даже подготовку к хирургической операции, но ту же Бренду Милнер он при каждой встрече воспринимал как нового для себя человека.
В то время, когда ученые только начинали работать с этим пациентом, в научном сообществе было принято считать, что память не связана с каким-то определенным участком мозга. «Не было компьютерной томографии, никакого иного визуализирующего оборудования» для проникновения в работу мозга, и исследователям оставалось полагаться только на клинические наблюдения – говорит доктор Милнер.
В 1962 году Милнер провела с пациентом Н.М. эксперименты, в которых обнаружила существование двух систем памяти – декларативной или сознательной и имплицитной или подсознательной. К последней относится так называемая двигательная память, которая позволяет, например, раз выучившись ездить на велосипеде, с легкостью возобновлять этот навык после долгого перерыва. Двигательную память Молейсона тестировали по тому, как он справлялся с заданием по вычерчиванию объекта, видимого только отраженным в зеркале. С каждым разом пациент делал все большие успехи, таким образом исследователи пришли к выводу о том, что кратковременная память и двигательная память - явления разобщенные.
Десятки лет работы с Молейсоном приносили все новые сведения о системах памяти, исследования не прекратились даже с его кончиной. Так, спустя час после смерти пациента было проведено магнитно-резонансное сканирование его головного мозга с целью выявления степени повреждения лобных долей, а потом орган был законсервирован для последующих разносторонних исследований.
Портал «Вечная молодость» http://www.vechnayamolodost.ru/
17.12.2008