Трансплантология вне закона
Продам почку богатому клиенту
Отсутствие точной нормы закона, регулирующего пересадку органов, создаёт предпосылки для развития незаконной торговли
Марат Абдуллаев, «Парламентская газета» от 20.11.2009
Казалось бы, ничего особенного в том, что в уголовном законодательстве существуют неработающие статьи, нет. Сон разума, как известно, рождает чудовищ, если иметь в виду, что в жизни всякое случается – даже такое, во что отказываешься верить. А закон, наверное, обязан предусматривать всё. Пусть даже на сегодняшний день нереальное с точки зрения того, на что способен человек.
В комитетах не договорились
В числе упомянутых «неработающих» статей в нашем уголовном законодательстве есть статья 120 – «Принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации». С 1996 года, то есть со времени введения её в действие, несмотря на то, что по ней «прошли» десятки дел, ни одно из них не закончилось обвинительным приговором по формулировкам указанной нормы.
Тем не менее в Государственную Думу поступил законопроект, предполагающий внести в неработающую статью изменения, касающиеся усиления уголовной ответственности за принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации.
Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, через который первоначально проходил этот законопроект, инициативу авторов поддержал, согласившись, что 120-я статья УК содержит неадекватно низкие санкции. При этом комитет обращает внимание на общественную опасность и распространённость этих преступлений в мире, что уже нашло отражение в международно-правовых документах, в том числе и по части ужесточения наказания.
Тревогу бьют в ООН и в Совете Европы. «Растущая торговля органами и тканями человека процветает, – говорилось в докладе Генерального секретаря ООН по этой теме. – Отсутствие надлежащего законодательства, регулирующего пересадку органов, создаёт значительные предпосылки для развития незаконной торговли».
Совет Европы в Конвенции о защите прав человека и человеческого достоинства предусмотрел уголовное наказание за получение финансовой выгоды от продажи тела человека и его частей.
Собственно, довольно жёстко к этому вопросу относятся в подавляющем большинстве стран. Прямая причастность к незаконному обороту органов, их трансплантации и ко всем предшествующим деяниям, связанным с преступлениями против личности в этом аспекте, может закончиться двадцатилетним тюремным сроком и каторжными работами. Причём ничего хорошего не ожидает не только брокеров, но и посредников, а также замешанных в незаконной трансплантации медиков.
С этой точки зрения поправки в наше уголовное законодательство, ужесточающие ответственность за принуждение к трансплантации, выглядят вполне логично. Но вот что интересно: в целом согласившись с направленностью законопроекта, другой Комитет Государственной Думы по охране здоровья документ в этой редакции предложил отклонить. Почему?
Два ответа на одно «почему»
Ответов на это самое «почему» может быть два. Первый из них содержится в официальном заключении комитета. И хотя «уголовная тематика» не является «прямым профилем» этого подразделения Государственной Думы, правовая логика формулировок отказа безупречна.
Читаем заключение комитета: «Действия лица, направленные на принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации, в большинстве случаев влекут уголовную ответственность не по статье 120 УК РФ, а по статьям 30 (приготовление или покушение), 105 (убийство), 111 (причинение тяжкого вреда здоровью) УК РФ, где предусмотрено значительно более серьёзное наказание».
И действительно, убийство в целях использования органов или тканей потерпевшего (по 105-й статье УК) наказывается сроком от восьми лет лишения свободы до смертной казни. За умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, совершённое в целях использования органов или тканей потерпевшего, можно получить от трёх до десяти лет лишения свободы (111-я статья УК). Торговля людьми с целью изъятия у них органов (127-я статья УК) предусматривает от трёх до десяти лет лишения свободы. Потолок же наказания по 120-й статье предлагается установить до 8 лет лишения свободы.
Однако, если «включить» не только правовую, но и обычную логику, станет, наверное, понятно, что Комитет Государственной Думы по охране здоровья в своей аргументации отказа законопроекту, идёт, мягко говоря, по другому полю. 120-я статья УК, если посмотреть на её суть, вовсе не связана с действиями, прямой итог которых может привести к гибели человека или нанесению ему телесных повреждений в результате незаконной трансплантации органов. Она предусматривает ответственность за сам факт принуждения (пусть даже насильственного) к трансплантации.
Можно ли сказать, что ответственность за нечто подобное уже прописана в нашем законодательстве? И да, и нет, если вооружиться упомянутой статьёй 30 УК «Приготовление к преступлению и покушение на преступление». «Да», потому что такая ответственность в этой статье прописана. И «нет», потому что наказание по этой статье наступает только в случае покушения на тяжкое или особо тяжкое преступление.
Между тем максимальное наказание по ныне действующей 120-й статье (до 5 лет лишения свободы) автоматически, согласно статье 15 УК, относит принуждение к трансплантации органов к разряду преступлений средней тяжести. То есть, если отказаться от предложенной депутатами «максималки» наказания в виде 8 лет, ответственности по 30‑й статье УК может не наступить и вовсе.
Здесь мы подобрались, наверное, ко второму и, скорее всего, предполагаемому «почему». Почему всё же Комитет Государственной Думы по охране здоровья счёл законопроект по усилению ответственности за принуждение к трансплантации преждевременным?
Химеры трансплантации
Не так давно, во время нашего разговора с руководителем Федерального научного центра трансплантологии и искусственных органов членом-корреспондентом РАМН Сергеем Готье, я не мог у него не спросить: честно, положа руку на сердце, может ли он предположить о наличии в нашей стране криминальной трансплантации.
Точка зрения учёного и практика на этот вопрос показалась мне убедительной не только потому, что в этом деле не всё так просто, как это кажется неспециалистам, но и потому, что к тому времени я «прошерстил» наиболее известные факты мировой криминальной трансплантологии.
Что сделать было несложно, поскольку эта отрасль медицины появилась сравнительно недавно и криминальных фактов (в мире) относительно немного. Да и то криминал этот почти не связан с беллетристическими ужасами распродажи людей «на запчасти», коими полнятся иные детективы.
Первый арест по этой «теме» произошёл в 1996 году: некоему египтянину бедняки якобы продавали свои почки, которые он потом передавал трансплантологам. Дело заглохло и потерялось настолько, что теперь даже непонятно, действительно ли оно имело место.
В начале двухтысячных годов в одной из римских клиник обнаружили хирургическое отделение по тайной пересадке почек: опять же бедняки через посредничество врачей предлагали себя в качестве доноров для состоятельных клиентов. Похожая история случилась в Стамбуле в двух частных клиниках – нелегальная трансплантация почек от доноров, специально приехавших для этого в Турцию.
Но, в общем, с фактами негусто, особенно, когда пытаешься узнать, чем закончилось то или иное «дело врачей», а оно вдруг куда-то кануло, словно к этой проблеме в обществе нет повышенного интереса. С другой стороны, конечно, человек может быть потенциальным донором – теоретически. С той существенной оговоркой, что сумма медицинских, биологических и физиологических показателей донора, которая для каждого строго индивидуальна, совпадает с суммой показателей нуждающегося в пересадке органа.
В легальной трансплантологии этот подбор осуществляет компьютер – на основании базы данных пациентов, находящихся в листе ожидания. В нелегальной (пять же теоретически) для успешной пересадки органа можно попытаться поискать иголку в стоге сена. Но даже и в этом случае совершенно невозможна леденящая душу картина, изображающая, как трансплантолог достаёт из холодильника человеческие почки или сердца, привезённые «заготовителями», и примеряет их пациенту.
Дело в том, что подбор возможен только после всестороннего исследования самого донора, последующей, требующей высокой квалификации операции, которая проводится бригадой специалистов в специальных условиях при специальном оборудовании и быстрой доставки органа нуждающемуся, которому «игла в стоге сена» априори подходит. Ведь изъятая почка «живёт» не более 48 часов, сердце и другие органы – в несколько раз меньше.
Так что скепсис трансплантологов по поводу криминальных пересадок органов, не говоря уже об их «заготовке», велик и оправдан не только с точки зрения отсутствия железных фактов на этот счёт, но и с точки зрения благополучного технического исполнения самой трансплантации. У любого богатого пациента есть более надежный путь замены больного органа на здоровый – покупка места в очереди в легальном листе ожидания. Но это, так сказать, уже другая криминальная история.
Между тем случившиеся и у нас «трансплантологические» скандалы – оправдательный приговор по делу московских врачей пятилетней давности и реальное наказание рязанской пенсионерки Нины Ткачёвой, попытавшейся продать своего внука «на органы», – вызвали «побочный», но ощутимый эффект. Отечественная трансплантология оказалась отброшенной на десятилетие назад, а общество до сих пор пребывает в подозрительности к этой отрасли медицины. Даже законодатели так до сих пор не устранили противоречий в двух федеральных законах, тормозящих урегулирование вопросов посмертного донорства, реально способного спасти тех, кто нуждается в пересадке органов.
Возможно, именно поэтому Комитет Государственной Думы по охране здоровья решил всё же не «тревожить» Уголовный кодекс новыми поправками, а заодно не терзать и без того загнанную в угол российскую трансплантологию. Но это только, подчеркну, предположение. Не отвергающее при этом необходимости введения превентивных мер для тех, кто по незнанию, глупости, наивности или из-за корысти видит в каждом из нас потенциального носителя органов, на которых можно заработать. Вот почему законодательства других стран всё же содержат на этот счёт серьёзные и однозначные предостережения.
Портал «Вечная молодость» http://vechnayamolodost.ru
24.11.2009