От болезни Альцгеймера вылечит комбинированный препарат?
Новый препарат восстанавливает нервные синапсы при болезни Альцгеймера
LifeSciencesToday по материалам Sanford-Burnham: Reversing the loss of brain connections in Alzheimer’s disease
Учеными Медицинского научно-исследовательского института Сэнфорда-Бернема (Sanford-Burnham Medical Research Institute) разработан первый экспериментальный препарат, восстанавливающий нервные синапсы, потерянные вследствие болезни Альцгеймера. Препарат, названный НитроМемантином (NitroMemantine), сочетает в себе два утвержденных FDA лекарственных средства для остановки деструктивного каскада изменений в мозге, разрушающего связи между нейронами – причины потери памяти и когнитивных расстройств.
Результаты десятилетнего исследования, проведенного Стюартом Липтоном (Stuart Lipton), MD, PhD, профессором и директором Научно-исследовательского центра неврологии, старения и стволовых клеток Вебба (Del E. Webb Center for Neuroscience, Aging, and Stem Cell Research) и практикующим неврологом-клиницистом, говорят о том, что НитроМемантин может восстанавливать синапсы – связи между нервными клетками, – прогрессивно теряемые в ходе развития болезни Альцгеймера. Исследование опубликовано в Proceedings of the National Academy of Sciences (Talantova et al., Abeta induces astrocytic glutamate release, extrasynaptic NMDA receptor activation, and synaptic loss).
Воздействие не на бета-амилоидные бляшки и нейрофибриллярные клубки – подходы, не увенчавшиеся сколько-нибудь значимыми клиническими успехами, – а на нижестоящую мишень «очень интересно, потому что все теперь ищут методы лечения этого заболевания на его более ранней стадии», говорит профессор Липтон. «Наши результаты фактически означают, что можно вмешаться в болезнь не только на ее ранней, но и чуть более поздней стадии». А это значит, что восстановить синаптические связи у пациента с болезнью Альцгеймера можно даже тогда, когда в его мозге уже образовались бляшки и клубки.
В своем исследовании, проведенном на животных моделях, а также клетках мозга, полученных из человеческих стволовых клеток, профессор Липтон и его группа идентифицировали и описали путь, приводящий при болезни Альцгеймера к повреждению синапсов. Исследователи установили, что бета-амилоидные пептиды, считавшиеся непосредственными виновниками повреждения синапсов, на самом деле индуцируют высвобождение избыточного количества нейромедиатора глутамата из клеток головного мозга астроцитов, расположенных рядом с нейронами.
Нормальные уровни глутамата активизирует когнитивные процессы – память и способность к обучению, – но чрезмерные его уровни вредны. У пациентов, страдающих болезнью Альцгеймера, избыточный глутамат активирует экстрасинаптические рецепторы глутамата, известные как eNMDA-рецепторы (eNMDARs), (NMDA – N-метил-D-аспартат), гиперактивация которых, в свою очередь, приводит к потере синапсов.
Ранее лаборатория профессора Липтона открыла, как сделать мишенью препарата, названного мемантином, eNMDA-рецепторы, чтобы понизить гиперактивность, наблюдаемую при болезни Альцгеймера. Эта запатентованная работа внесла свой вклад в утверждение в 2003 году мемантина в качестве препарата для лечения болезни Альцгеймера с умеренной и тяжелой степенью деменции. Однако эффективность мемантина ограничена. Как установили исследователи, причина недостаточной эффективности препарата заключалась в том, что положительно заряженная молекула мемантина отталкивается аналогичным зарядом внутри больного нейрона. Соответственно, мемантин отталкивается и его мишенью – рецептором eNMDA – на поверхности нейронов.
Исследователи установили, что фрагмент молекулы нитроглицерина – второго одобренного FDA препарата, обычно используемого для снятия стенокардических болей у пациентов с ишемической болезнью сердца, – может взаимодействовать с другим сайтом на NMDA-рецепторах, открытым группой профессора Липтона. Новый препарат представляет собой синтез этого фрагмента нитроглицерина с мемантином. Поскольку мемантин достаточно селективно связывается с eNMDA-рецепторами, он одновременно делает этот рецептор мишенью и нитроглицерина.
Таким образом, путем объединения двух утвержденных препаратов, лаборатория Липтона создала новый многофункциональный препарат. За счет подавления функции гиперактивных eNMDA-рецепторов на пораженных нейронах НитроМемантин восстанавливает межнейронные синапсы.
Прежде чем был найден работающий вариант комбинированного соединения, исследователи разработали 37 его производных.
«В нашей статье мы показываем, что способность мемантина защищать синапсы ограничена, – комментирует свою работу профессор Липтон, – но НитроМемантин возвращает количество синапсов к норме за несколько месяцев лечения мышей с моделями болезни Альцгеймера. Фактически, действие этого нового средства начинается в течение нескольких часов».
Сегодня ученые вынуждены признать, что клинические испытания препаратов, мишенью которых являются бета-амилоидные бляшки и нейрофибриллярные клубки, не увенчались успехом. «Это разочаровывает, потому что я вижу реальных больных, страдающих деменцией. Однако я надеюсь, что НитроМемантин докажет свою эффективность в клинических испытаниях и даст новую надежду пациентам как с ранней, так и с поздней стадией болезни Альцгеймера», – подводит итог профессор Липтон.
Портал «Вечная молодость» http://vechnayamolodost.ru
21.06.2013