Гормоны и фолликулы
Глюкокортикоиды и регуляторные T-клетки активируют рост волос
Елизавета Минина, PCR.news
Известно, что регуляторные T-клетки — важный компонент ниши стволовых клеток и они играют одну из ключевых ролей в их активации. Как показали авторы статьи, опубликованной в Nature Immunology (Liu et al. Glucocorticoid signaling and regulatory T cells cooperate to maintain the hair-follicle stem-cell niche), под действием глюкокортикоидов регуляторные клетки активируют и стволовые клетки волосяных фолликулов, обеспечивая регенерацию волос.
Ученые из Института биологических исследований Солка (Ла-Хойя, США) и Университета Фудань (Шанхай) исследовали роль глюкокортикоидных гормонов и регуляторных Т-клеток при аутоиммунных заболеваниях — рассеянном склерозе, болезни Крона и астме. Они охарактеризовали экспрессию рецепторов стероидных гормонов в различных популяциях регуляторных T-клеток и обратили внимание, что регуляторные Т-клетки кожи экспрессируют их особенно активно. Кроме того, оказалось, что резидентные T-клетки кожи из всех рецепторов стероидов экспрессируют только рецептор глюкокортикоидов и что при регенерации волос после депиляции уровень этих гормонов в коже повышается. (Глюкокортикоиды вырабатываются не только в надпочечниках, но и локально в коже, как часть реакции на повреждение или воспаление.)
Ученые проверили, влияют ли глюкокортикоиды на поведение кожных регуляторных T-клеток. Они показали, что сигнальный путь глюкокортикоидов никак не влияет на экспрессию гена Foxp3 в этих клетках и, следовательно, не переводит их в покоящееся состояние. Для дальнейшего уточнения роли глюкокортикоидов в активности резидентных кожных регуляторных T-клеток авторы работы удалили волосы на спине у мышей дикого типа и мышей, нокаутных по глюкокортикоидному рецептору, и наблюдали за скоростью восстановления волос. В то время как мыши дикого типа полностью отращивали шерсть за 15 дней, у нокаутных мышей к этому моменту восстановилось менее 20% волосяного покрова. У нокаутных мышей была существенно подавлена активность волосяных фолликулов. Это позволило авторам сделать вывод, что для активации фолликулов регуляторными Т-клетками критически необходимы глюкокортикоиды.
Слева: после выпадения волос клетки кожи (синие) нормальной мыши могут активировать стволовые клетки волосяных фолликулов (красные). Справа: клетки мышей без глюкокортикоидных рецепторов в их регуляторных Т-клетках не могут активировать стволовые клетки волосяного фолликула. Рисунок из пресс-релиза Hair-raising research: Salk scientists find surprising link between immune system, hair growth – ВМ.
Ученые выяснили, что сигнальный путь глюкокортикоидов через взаимодействие рецептора с Foxp3 активирует в регуляторных T-клетках продукцию TGF-β3. Этот цитокин и активирует стволовые клетки в волосяных фолликулах. Важно отметить, что отсутствие глюкокортикоидного рецептора на кожных регуляторных T-клетках сказывалось только на росте волос и никак не отражалось на иммунном гомеостазе кожи.
«В течение долгого времени регуляторные Т-клетки изучались на с точки зрения того, как они снижают чрезмерные иммунные реакции при аутоиммунных заболеваниях, — говорит ведущий автор работы Е Чжэн из Института биологических исследований Солка. — Теперь мы идентифицировали гормональный сигнал "выше по течению" и фактор роста "ниже по течению", которые фактически способствуют росту и регенерации волос, полностью независимо от подавления иммунного ответа». Е Чжэн добавил, что глюкокортикоиды часто назначают в острых случаях аутоиммунной алопеции, когда атаки иммунной системы вызывают выпадение волос. Очевидно, глюкокортикоиды не только подавляют иммунную реакцию, но и стимулируют активацию стволовых клеток волосяного фолликула через регуляторные Т-клетки кожи, производящие TTGF-β3.
Портал «Вечная молодость» http://vechnayamolodost.ru