29 Января 2016

Лихорадка Зика: расплата за успех

Евгений Золотов, Компьютерра 

Доминирующий вид рано или поздно начинает страдать из-за своей чрезмерной численности. Напасти, конечно, всегда разные, но причина общая: монокультура, то есть множество однотипных, идентичных «по устройству» особей. В такой среде легко множатся болезни – регулирующие размер популяции и в итоге возвращающие его к норме, не допуская долговременных перекосов в биосфере. 

Человек, вероятно, стал первым живым существом, которое осознанно пытается вывести себя из-под действия этого закона. В конце концов, природа сама наделила нас разумом, так почему не попробовать? Но и эволюция не сдаётся, подбрасывая новые угрозы: чума, холера, сифилис, испанка, СПИД… И вопрос, на который часто хочется услышать ответ: как мы справляемся, каков счёт? Проигрываем схватку или всё-таки держим удар? Разразившаяся в южном полушарии пандемия вируса Зика позволяет взглянуть на это противостояние под новым углом.

Зика известен учёным с середины XX века, когда был выделен у обезьян, а потом и человека, в Африке (собственно название дано по названию леса в Уганде). Это родственник жёлтой лихорадки, лихорадки Западного Нила и некоторых других подобных – как в смысле симптомов, так и в смысле механизма переноса. Известно, что вирус может передаваться при близком общении, половом контакте, но преимущественно он путешествует на моските Aedes aegypti (он же кусака жёлтолихорадочный) – очень популярном виде комара, живущего в тропиках. Комар кусает заболевшего, потом здорового человека и таким образом заносит вирус. А тот, после недолгого инкубационного периода, вызывает одноимённую лихорадку. 

Тут нужно заметить, что, во-первых, симптомы болезни проявляются не у всех, а только у двух человек из десяти. То есть заболевший не всегда даже знает, что он болен. Во-вторых, даже у людей с выраженными симптомами лихорадка Зика протекает чаще всего легко: жар, головные боли, ломота, иногда сыпь. Не тяжелей банальной простуды. И лекарств в том числе потому и не создано: нет ни вакцины, ни даже каких-либо специфических препаратов для борьбы с вирусом. В худшем случае сбивают температуру, а вообще-то больному достаточно просто отлежаться.

Проблема в том, что в третьем тысячелетии Зика, на пару со своим переносчиком, пошёл в атаку. Причина – туризм и вообще глобализация (торговля, деловые контакты и т.п.), плюс, как сегодня считают некоторые, глобальное потепление. Жёлтолихорадочный кусака, размножающийся только в очень тёплом климате, распространился к настоящему моменту на десятки стран (преимущественно Южного полушария), захватив площади в Африке, Южной Америке, даже в азиатско-тихоокеанском регионе. С ним двинулся и вирус. И с 2007 года ведётся отсчёт его первой пандемии: Зика стал интернациональным бедствием. Впрочем, и это осталось бы без внимания, если б не приобретённая им одновременно страшная особенность: вероятно, он мутировал и теперь, предположительно, вызывает у больных тяжёлые уродства.

Зарегистрированные случаи микроцефалии в Бразилии. Официальные данные.

Обнаружилось это случайно, в Бразилии, где вышеупомянутый комар докучает населению особенно сильно. Внезапно, без очевидного повода, в стране произошёл всплеск микроцефалии (ребёнок рождается с черепом и головным мозгом меньше нормальных, умственной недостаточностью; лечению не поддаётся). За 2015-й год зафиксировано около 4000 случаев (по данным, опубликованным ночью с 28 на 28 января, уже свыше четырёх; темп растёт еженедельно) – сравните это со среднестатистическим годовым в 150 человек.

Пытаясь определить причину, бразильские медики установили, что во многих случаях просматривается связь с вирусом Зика. Либо матери перенесли лихорадку во время беременности (и тут данные наверняка неполные: средства быстрой диагностики пока обнаруживают вирус только на острой стадии заболевания, которая длится меньше недели), либо вирус был выделен в крови новорожденного, либо всплеск микроцефалии пришёлся на те же районы, где зафиксирован всплеск лихорадки Зика, и т.д. Аналогичные факты выявлены в соседних странах, правда, в меньших количествах.

Жертва микроцефалии.

Предварительный вывод о вероятной связи вируса и уродств был сделан официальными лицами в Бразилии ещё несколько недель назад – и с тех пор ситуация стала только хуже. Под ударом оказался регион, в котором проживает треть населения планеты. СМИ всеми силами стараются не раздувать панических настроений, в частности, мучительно избегая таких слов как эпидемия и пандемия. Чиновники ВОЗ тоже пытаются сгладить впечатление от происходящего – без устали повторяя, что твёрдой связи между вирусом Зика и микроцефалией пока ещё не выявлено, но соглашаясь при этом, что «косвенные улики чрезвычайно серьёзны». Собирает особое совещание ООН.

А страны региона одна за другой следуют примеру бразильского минздрава – и предлагают женщинам отложить беременность по крайней мере до 2018 года, когда, возможно, появится вакцина или лекарство. Кроме того, Соединённые Штаты (которым Зика теоретически угрожает только в самых тёплых уголках), ЕС и некоторые другие государства выпустили рекомендации для туристов (особенно беременных женщин и людей, планирующих беременность) избегать поездок в два с лишним десятка стран Латинской Америки, Карибского бассейна, Тихого океана и Западной Африки; крупные авиакомпании и туроператоры уже пообещали отменять такие билеты и туры без штрафов. Но под ударом даже мы, поскольку Доминикана (официально включена в список опасных мест) и Таиланд числятся среди излюбленных курортов россиян. Подумайте трижды, прежде чем покупать (особенно свадебный!) тур в эти страны. Тем, кто перенёс лихорадку Зика, рекомендовано воздержаться от беременности ещё на два года.

Апокалиптическая картина подчёркивается футуристическими контрмерами. На вакцину надежда слабая. Она, предположительно, может быть создана, но на это наверняка потребуются годы, да и выработать иммунитет удастся только у женщин, не достигших половой зрелости (не поручусь за точность, но такая мысль высказана). Лекарств тоже пока нет. Что же мы можем противопоставить вирусу прямо сейчас? Только генную инженерию.

Районы, потенциально подверженные лихорадке Зика, те же,
что и для прочих заболеваний, переносимых жёлтолихорадочным кусакой.

Так уж совпало (вот где простор для конспирологов!), что Бразилия оказалась первой страной, в которой массово, при поддержке муниципалитетов, были проведены опыты по выпуску на волю генетически-модифицированных москитов. В частности, ГМ-варианта жёлтолихорадочного кусаки. Сконструировала такого комара британская компания Oxitec: включила ген, делающий потомство нежизнеспособным, и выпустила десятки миллионов мужских особей в некоторых районах страны. К полному уничтожению москитов там это не привело, но сократило популяцию на девять десятых. Что считается очень хорошим результатом, потому что с оставшимися десятью можно сражаться классическими средствами: противомоскитными сетками, ловушками, репеллентами, опрыскиванием и пр.

К сожалению ситуация развивается столь стремительно, а вероятные последствия так тяжелы, что самой вероятной перспективой на ближайшее будущее остаётся следующая: генная инженерия защитит благополучные страны, но на их небогатых соседях Зика отыграется в полную силу, вызвав миллионы смертей и искалеченных судеб. Назвать такую перспективу «победой над болезнью» не поворачивается язык. Однако, возвращаясь к вопросу, с которого начался сегодняшний рассказ, уместно спросить и можно ли считать это поражением.

Да, официальные (!) прогнозы заболевших на следующий год – сотни тысяч в одной только Бразилии. И гарантировать выживание каждой особи мы не можем. Но вот выживание вида человеку гарантировать уже по силам. И тут мы, безусловно, выигрываем у природы: даже такая страшная напасть, как вирус Зика, уничтожить Homo sapiens уже не в состоянии.

Портал «Вечная молодость» http://vechnayamolodost.ru
29.01.2015
Нашли опечатку? Выделите её и нажмите ctrl + enter Версия для печати

Статьи по теме