Стресс и продолжительность жизни
Хронический стресс сокращает жизнь на четверть – по крайней мере, у павианов
Павианов – приматов из семейства мартышковых – сейчас рассматривают как одну из «животных моделей» старения человека. И недавно американские ученые выяснили, как уровень стресса, определенный по уровню гормонов надпочечников, отражается на продолжительности жизни этих животных.
Статья Campos et al. Glucocorticoid exposure predicts survival in female baboons опубликована в журнале Science Advances.
Жизнь самок таких приматов, как павианы, чрезвычайно сложна. В ней есть место нехватке пищи и воды, угрозе от паразитов и хищников, а ведь они еще должны растить детей и заботиться о своем социальном статусе!
Неудивительно, что все это приводит к развитию стресса – этим словом ученые обозначают неспецифическую реакцию организма на самые разные неблагоприятные внешние условия. У позвоночных животных эта реакция в первую очередь включает в себя активацию гипоталамус-гипофиз-надпочечниковой системы. И высокий уровень стероидных гормонов глюкокортикоидов, выделяемых корой надпочечников, широко используется как маркер стресса.
Согласно «гипотезе хронического стресса», хроническая активация оси «гипоталамус-гипофиз-надпочечники» в ответ на слишком частое или продолжительное воздействие стрессорных факторов приводит к нарушению гормональной регуляции, ухудшению здоровья и снижению продолжительности жизни. В пользу этого предположения говорят результаты экспериментов на лабораторных животных.
Имеются данные, что и у человека постоянное действие неблагоприятных обстоятельств, включая социальную изоляцию и низкий социально-экономический статус, связано с повышенной секрецией глюкокортикоидов. А их хроническое повышение, в свою очередь, ведет к развитию сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета 2-го типа и иммунных нарушений.
Тем не менее, лабораторные животные модели хронического психосоциального стресса могут быть не вполне адекватны по отношению к человеку, а в продолжающихся исследованиях на людях пока не удалось выявить прямую связь между повышением уровня глюкокортикоидов на фоне социальных невзгод и продолжительностью жизни. Таким образом, остается открытым вопрос о влиянии индивидуальных различий стрессовой реакции на продолжительность жизни человека или животных в естественных условиях.
Ответ на этот вопрос дает исследование в рамках проекта по изучению желтых павианов Papio cynocephalus из национального парка Амбосели в Кении, которое ведется с 1971 г. Более 20 лет ученые почти ежедневно брали пробы фекалий самок, в которых измеряли уровень глюкокортикоидов, а также собирали сопутствующие экологические, демографические и поведенческие данные. Таким способом исследователи избегали контакта с животными и их дополнительного стрессирования. Всего в работе были задействованы 242 самки.
Оказалось, что самки с хронически высоким уровнем глюкокортикоидов, как правило, умирали в более молодом возрасте. Согласно построенной модели, самка, имевшая очень высокий уровень глюкокортикоидов в течение жизни, должна умирать примерно на 5.5 лет раньше, чем самка с очень низким. А это ни много ни мало, а более четверти обезьяньей жизни, составляющей в среднем 19 лет. При этом причиной таких гормональных различий служат как сами стрессоры, так и чрезмерная индивидуальная реакция на них.
В любом случае адаптация, которая изначально развивалась как спасительная, при жизни в социуме может устойчиво провоцировать излишнюю секрецию глюкокортикоидов. И это вполне может сократить жизнь не только павиану, но и нам с вами.
Портал «Вечная молодость» http://vechnayamolodost.ru