Чем рассеянный склероз отличается от других аутоиммунных заболеваний
Почему лекарства от аутоиммунных болезней не помогают при рассеянном склерозе
Кирилл Стасевич, Компьюлента
Исследователи нашли мутацию, которая отличает рассеянный склероз от других аутоиммунных расстройств и делает его устойчивым к терапии, обычной при таких недугах.
Рассеянный склероз: иммунные клетки нервной системы (жёлтые)
нападают на олигодендроциты, «службу поддержки» нейронов.
(Фото Dr John Zajicek.)
Когда говорят о генетических причинах таких болезней, как диабет, рак или рассеянный склероз, то первое, что можно услышать, это что никакого одного-единственного виновного гена тут нет. В большинстве случаев болезнь возникает из-за множества генетических неполадок. По отдельности они не так уж сильно повышают вероятность появления недуга, а вот в сумме процент набегает нешуточный. Поэтому, когда ищут мутации, вызывающие рак или рассеянный склероз, работа идёт в масштабе генома, анализируются и сравниваются полные последовательности ДНК разных людей.
И хотя одной генетической первопричины у таких болезней и впрямь нет, можно определить, за что отвечает каждая отдельная мутация. И даже нужно: поскольку иногда она придаёт клинической картине заболевания нечто такое, что отличает его от прочих. Именно так обстоят дела с рассеянным склерозом. Это аутоиммунное заболевание, но, когда его пытаются лечить с помощью стандартных в таких случаях лекарств, становится только хуже.
Известно, что аутоиммунные расстройства возникают из-за неправильно работающего белка TNF, или фактора некроза опухолей. У этого белка есть напарник-рецептор, который сидит на поверхности клеток и ловит проплывающие мимо молекулы TNF. Эта пара отвечает среди прочего за обнаружение и уничтожение иммунной системой раковых клеток, но если в молекулярных взаимодействиях что-то идёт не так, то запускается вредная аутоиммунная атака.
Парадокс в том, что лекарства, блокирующие работу рецептора TNF и обычно помогающие при аутоиммунных расстройствах, при рассеянном склерозе в лучшем случае бесполезны. Исследователи из Оксфорда (Великобритания) попробовали выяснить, в чём дело, для чего тщательнейшим образом проанализировали геномные карты страдающих рассеянным склерозом. Оказалось, что существует одна мутация в гене TNF, которая на 12% увеличивает вероятность заболеть рассеянным склерозом. Мутация сводится к двум нуклеотидным заменам в гене белка (две адениновые «буквы» меняются на две гуаниновые), в результате чего синтезируется укороченный вариант рецептора TNF.
Обычно рецептор сидит в мембране, но в укороченном виде он покидает её, удаляясь в межклеточное пространство. И те лекарства, которые препятствуют соединению TNF с его рецептором и которые так хорошо помогают, например, при аутоиммунном ревматоидном артрите, при рассеянном склерозе не срабатывают. И не только не срабатывают, но даже усиливают болезнь. Здесь, конечно, много загадок: например, в опытах на мышах те же самые препараты очень хорошо действовали против рассеянного склероза. Очевидно, у человеческого варианта болезни есть какая-то специфика.
Далее: блокирование взаимодействия TNF и его рецептора, очевидно, играет на руку рассеянному склерозу, но почему это так, почему свободно плавающий рецептор TNF способствует болезни – всё это нужно ещё изучать и изучать. Однако уже сейчас медики могли бы взять полученные данные на вооружение и заранее с помощью генетических методов подбирать для больного такое лечение, которое ему хотя бы не вредило.
Результаты исследования (Gregory et al., TNF receptor 1 genetic risk mirrors outcome of anti-TNF therapy in multiple sclerosis) опубликованы в журнале Nature.
Подготовлено по материалам Оксфордского университета: Gene link to MS explains drug side effects.
Портал «Вечная молодость» http://vechnayamolodost.ru
11.07.2012