15 Июля 2015

Что скажешь, ген?

Новой союзной программы ждут криминалисты и медики

Юлия Василишина, «Российская газета» 

Без генетики, позволяющей выяснить индивидуальные особенности человека, сегодня немыслимо развитие ни медицины, ни криминалистики. У белорусских и российских ученых есть хорошие наработки по применению науки о наследственности в этих областях. Вывести их на новый уровень призвана союзная программа «ДНК-идентификация», которая сейчас проходит последние согласования и должна стартовать с начала следующего года.

Ее заказчики – НАН Беларуси и российское Федеральное агентство научных организаций. В предыдущем выпуске «СОЮЗ» рассказывал, что Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота посетил Институт общей генетики им. Н.И. Вавилова РАН. Во время визита обсуждалось одно из главных направлений предстоящей программы – использование ее результатов в криминалистике. А на днях наш корреспондент побывал в Национальной академии наук Беларуси, ученые-генетики которой будут участвовать в реализации программы, и постарался вникнуть в особенности второго важного программного аспекта – медицинского.

– Анализируя ДНК человека, о нем можно сказать очень много, ведь 75% его качеств обусловлены генами – это и внешность, и характер, интеллектуальные и физические способности, здоровье. А значит, с помощью ДНК можно вести идентификацию, – вводит в курс дела доктор биологических наук, профессор Ирма Моссэ, заведующая лабораторией генетики человека Института генетики и цитологии НАН.

При этом исследования генетиков очень важны и с точки зрения практического применения в здравоохранении. Чему и посвящена вторая часть рассчитанной на пять лет союзной программы.

– Стало понятно, что лечить человека надо индивидуально. Медицина должна быть персонализированной, для каждого надо подбирать свой способ лечения. Кроме того, она должна стать превентивной, т.е. нужно заранее определить риски возникновения заболеваний и провести профилактику. Появился даже термин «медицина четырех П»: персональная, превентивная, предсказательная и партисипативная, привлекающая к участию в излечении самого человека. И она невозможна без генетических анализов, – Ирма Борисовна подкрепляет сказанное примером из своей практики. Институт генетики и цитологии НАН активно сотрудничает с белорусским РНПЦ «Кардиология». У медиков есть протоколы, как действовать при лечении сердечно-сосудистых заболеваний. Но при воздействии одного и того же лекарственного препарата у кого-то лечение идет нормально, а у кого-то кровь загустевает и образуются тромбы, что само по себе опасно, или наоборот, возникают кровотечения, потому что кровь разжижается. А представьте, что речь идет о такой сложнейшей и очень дорогостоящей операции, как пересадка сердца? Разве допустимо потерять пациента только потому, что ему не подойдет назначенное лечение? Чтобы этого избежать, ученые, определяя по ДНК генотип человека, выясняют, подходит ли ему лекарство и какая нужна доза.

Медицинские аспекты ДНК-идентификации связаны и с криминалистикой. Любой биологический материал – волос, кровь, слюна, потожировые пятна – позволяет выделить ДНК и сказать о человеке не только какого он пола, возраста и внешности (его цвет глаз, волос, кожи, телосложение), но и чем болел. Это сужает круг поиска, ведь такой пациент мог состоять на диспансерном учете или просто обращаться со своей проблемой к врачам. Такая информация может быть ценной и при идентификации жертв аварий и катастроф или в случае потери памяти.

У Института генетики и цитологии НАН Беларуси давнее научное сотрудничество с Институтом общей генетики РАН, и союзная программа его упрочит, дав возможность охватить новые, еще не исследованные области.

– Мы планируем заниматься таким интересным направлением, как генетика интеллекта. Когда расшифровали геном человека и появилась возможность определять его качества, в первую очередь речь пошла о медицинской генетике, так как здоровье – это, безусловно, очень важно. Также необходима и генетика спорта, ведь он работает на престиж страны. Генетика интеллекта не менее важна, но пока она слабо развита в мире. А ведь в идеале реально определять способности ребенка, понять, в какой области он может стать выдающимся специалистом, выйдет ли из него физик, певец, инженер, визажист или кулинар, – удивляет перспективами генетических исследований Ирма Моссэ. По ее мнению, диссонанса между желанием и генетическими способностями при выборе профессии быть не должно, ведь человеку всегда интересно делать то, что ему легко дается. То, к чему нет склонности, не лежит душа, он любить не будет.

В рамках программы «ДНК-идентификация» планируется исследовать генетические аспекты стрессоустойчивости. Это важно и для спортсменов с их колоссальными перегрузками, и для представителей экстремальных профессий – водолазов, спасателей, космонавтов...

Всего в союзной программе «ДНК-идентификация» десять направлений исследований: пять в области медицины и столько же в криминалистике.

Портал «Вечная молодость» http://vechnayamolodost.ru
15.07.2015
Нашли опечатку? Выделите её и нажмите ctrl + enter Версия для печати

Статьи по теме