Молодые мои старики...
Геронтолог: cтарость можно отсрочить и без эликсира молодости
Александр Натрускин, РИА Новости
Долгие годы жизни и крепкое здоровье в старости человеку могут обеспечить родители еще до того, как он появится на свет. О том, как дольше оставаться молодым, сколько болезней россияне накапливают к моменту выхода на пенсию и как организована медицинская помощь в России для старшего поколения рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости Людмиле Бескоровайной накануне Всемирного дня здоровья директор филиала Российского национального исследовательского медицинского университета Минздравсоцразвития РФ «НКЦ Геронтологии», академик РАМН Владимир Шабалин.
– Владимир Николаевич, вы не раз отмечали, что не стоит рассчитывать на создание эликсира молодости, а нужно самому приложить немало усилий, чтобы увеличить продолжительность жизни. С чего начать и в каком возрасте?
– Поиск эликсира молодости или гена бессмертия постоянно муссируется и в научной, и в популярной литературе. Тем не менее, совершенно ясно, что ни одно из предложений не дало результатов. Все демонстрации идут на мышах и только. Нет достоверного факта, что тот или иной препарат, или физическое воздействие, я имею в виду электромагнитное, привело к тому, чтобы человек обеспечил себе рост продолжительности жизни.
Нужно приложить для этого немало усилий. Еще до появления человека на свет родители должны озаботиться тем, чтобы их ребенок стал долгожителем. Прежде всего, будущим матери и отцу не следует принимать токсические продукты в сроки, приближающиеся к зачатию и в само зачатие. В период внутриутробного развития ребенка матери необходимо следить за своим здоровьем, потому что организм женщины и малыша – это единая система. Поэтому не стоит предпринимать никаких экстрим-действий, которые могут приносить удовольствие, но вызывают побочные эффекты.
Важно также уделить внимание психологическому укладу между родителями и психологическому состоянию самой матери, потому что все, что женщина переживает, сказывается на развитии ребенка. И еще родители должны привить своим детям понимание того, что нужно заботиться о своем здоровье.
– А во взрослой жизни каким правилам нужно следовать, чтобы дольше оставаться молодым и полным сил?
– Прежде всего, постоянно должна быть нагрузка, как физическая, так и интеллектуальная. Иначе человек будет деградировать. Как спортсмен тренируется, у него развивается мышечная, костная и другие системы, так и головной мозг человека должен постоянно иметь нагрузку.
Нужно заниматься закаливанием, думать о гигиене сна, но самое главное – о гигиене души. Ведь головной мозг – это наша основная управляющая система. И очень многое зависит от того, в каком состоянии мы будем его держать. Да, мы не всегда можем управлять своей эмоциональной сферой, но нужно этому учиться. Если мы на второстепенные раздражающие элементы будем отвечать бурным всплеском эмоций, ничего хорошего из этого не выйдет.
Еще одно правило – здоровое питание. Но не стоит придерживаться экзотических диет. К чему человек изначально привык, тот комплекс продуктов и нужно применять. Но по мере старения необходимо контролировать соотношение между животной и растительной пищей, делать смещение в пользу второй.
– Биологическими, психологическими и социальными аспектами старения занимается целая отрасль медицины – геронтология. В чем ее основная задача?
– Геронтология – это итог всего, что с нами происходит. И вся медицина фактически работает на геронтологию. Задачи геронтологии – обеспечить максимальную продолжительность жизни человека при высоком ее качестве. Задачи медицины в целом точно такие же.
Все технологии, которые сейчас предлагают научная медицина и фармацевтическая промышленность способны обеспечить достойное качество жизни людям в преклонном возрасте.
Если говорить о самом старении, его нужно разделить на физиологическое и патологическое. Для первого мы должны создавать все условия, чтобы оно протекало в этом физиологическом русле. Для второго – строить все возможные препятствия. И мы имеем определенные достижения в борьбе с различными видами патологических отклонений.
– Сколько заболеваний в среднем накапливается у человека к 60 годам, к моменту выхода на пенсию?
– Считается, что в среднем к 60-70 годам у человека есть пять-семь хронических заболеваний, на которые периодически наслаиваются острые заболевания.
В первую очередь, конечно, это болезни сердечно-сосудистой, нервной, костно-мышечной систем. Поэтому в молодости стоит уделить внимание профилактике этих недугов.
Одним из ярких примеров может быть остеопороз у женщин. Если бы они в молодом возрасте обратили внимание на плотность кости, наращивали костную массу, конечно, число случаев остеопороза в пожилом возрасте можно было бы снизить.
– Как в России организована система оказания геронтологической помощи населению?
– Около шести-семи лет назад в нашем здравоохранении появилась штатная единица «врач-гериатр». К сожалению, пока эта должность входит в медучреждения очень медленно. Даже в Москве далеко не во всех поликлиниках есть такие специалисты. Готовит гериатров у нас всего одна студенческая кафедра – в Самарском медицинском университете. Еще геронтологов учат на факультетах усовершенствования врачей, но туда допускают только терапевтов и врачей общей практики. Но нам не хватает и узких специалистов-гериатров: офтальмологов, отоларингологов, эндокринологов и других. В Европе и США акцент при подготовке гериатров делается именно на узких специалистах.
Если сравнить геронтологию с педиатрической службой, то в последней есть четкая дифференциация, системный подход. Есть главный педиатр России, узкие детские специалисты: педиатры-кардиологи, педиатры-эндокринологи, педиатры-неврологи и так далее. А ведь старшее поколение по количеству приближается к показателям детского населения. Но нет главного геронтолога по России, нет системного подхода к организации геронтологической службы. Есть элементы, множественные элементы, и в медицинской службе, и в социальной службе, которые на должном уровне обеспечивают представителей пожилого возраста, они работают, но разрозненно, нет координации действий.
– А россияне знают, что могут привести бабушку или дедушку к врачу-гериатру, как ребенка – к педиатру?
– Я думаю, люди неплохо осведомлены. Проблема в другом. Куда они, например, бабушку поведут, если в поликлинике нет врача-гериатра? Остается идти только в специализированное учреждение, а специализированное учреждение не может обеспечить все потребности пожилого населения. Нужно изменять отношение к геронтологической службе, и строить ее по принципам педиатрической.
– Эксперты отмечают, что население в мире быстро стареет. По оценкам Минэкономразвития РФ, трудоспособное население страны к 2030 году сократится на 12%. Постоянно встает вопрос об увеличении пенсионного возраста. Как, по-вашему, можно увеличить трудоспособный возраст, чтобы человек имел силы при желании работать дольше?
– Проблема демографической нагрузки в большей степени надумана. В течение 20 века средняя продолжительность жизни увеличилась в два раза. Это исключительно, это буквально взрыв. В начале прошлого века средняя продолжительность жизни составляла 35-40 лет, в конце – 70 лет. Но природа о нас заботится, она не просто продлила период жизни хронологически, она побеспокоилась о том, чтобы наш биологический возраст тоже был подтянут к хронологическим границам, постоянно расширяющимся.
Еще в 16-17 веках человек в 40 лет был уже глубоким стариком, а сейчас, по версии ВОЗ, границы молодого возраста достигают 45 лет. Все биологические возможности у старших возрастных групп тоже увеличились. Сейчас подавляющее большинство людей 60-70-летнего возраста не относят себя к старикам, они считают себя социально-экономически активными представителями общества.
Насчет пенсии, я считаю, она не должна соотноситься с возрастом. Пенсия должна быть связана с трудовым стажем: отработал человек 40 лет и вышел на заслуженный отдых, если он того сам пожелает. Для инвалидов, безусловно, необходимы отдельные социальные условия.
Когда женщине 55 лет, и ей в трудовую или пенсионную книжку пишут, что назначена пенсия по старости – это психологический удар. К вопросу пенсии нужно подходить творчески, чтобы и финансовые проблемы решить, и население не обидеть.
Я уверен, что никаких демографических нагрузок быть не может. Люди старших возрастных групп сами стремятся к продолжению трудовой деятельности, особенно в интеллектуальной сфере. Например, в Москве сейчас работает 40% пенсионеров. Вообще понятия «пенсионный возраст», «нетрудоспособный возраст» нужно убрать из нашего обихода, потому что трудоспособного возраста не существует. Есть только трудоспособный или нетрудоспособный человек. Этими понятиями и нужно оперировать.
Портал «Вечная молодость» http://vechnayamolodost.ru
06.04.2012