16 Июня 2015

Канаверо и Спиридонов не теряют оптимизма

Кандидат на пересадку головы впервые встретился со своим хирургом


Алексей Богдановский, РИА Новости 

Итальянский хирург Серджо Канаверо, мечтающий провести первую в мире операцию по трансплантации головы человека, и его потенциальный пациент из России Валерий Спиридонов впервые встретились в пятницу в США. Канаверо в присутствии Спиридонова выступил перед конференцией хирургов с яркой презентацией технологии, с помощью которой он надеется провести операцию примерно через два года. Большинство опрошенных РИА Новости участников конференции считают, что Канаверо не продемонстрировал готовую к внедрению технологию, однако пациент и хирург верят в осуществление своей мечты.

«У меня есть детальный план»

Валерий Спиридонов, страдающий неизлечимой спинальной атрофией, инженер из Владимира, познакомился с Канаверо некоторое время назад по интернету, но встретились они впервые у входа в отель в Аннаполисе, столице штата Мэриленд. Вскоре после этого Валерий присоединился к Канаверо, который выступил на конференции американской Академии нейрохирургов и хирургов-ортопедов. Тридцатилетний Валерий был одет в белую водолазку и выглядел сильно истощенным после первого в жизни длительного путешествия. Во время более чем двухчасовой презентации Валерий с помощью джойстика медленно поворачивал свою коляску то вправо, то влево, чтобы уследить за Канаверо, который буквально летал по залу. Канаверо, невысокий подтянутый мужчина с эспаньолкой, в круглых очках, светлых джинсах и расстегнутой на две пуговицы коричневой рубашке, напоминал внешне Стива Джобса и, похоже, повторял манеру презентации покойного основателя Apple, только прибавляя эмоций. Канаверо говорил страстно, хлопал в ладоши, жестикулировал, вскрикивал от энтузиазма. Он говорил больше двух часов, но лишь немного рассказал о сути предложенного им метода.

«Будем скромны, не будем торопиться с суждениями, будем стремиться к прогрессу!» – призывал Канаверо. Пытаясь доказать хирургам, что возможно провести трансплантацию головы (или тела, что в данном случае одно и то же), Канаверо с энтузиазмом говорил о том, что и гении ошибались и что многие судьбоносные открытия прошлого первоначально казались несбыточными. Канаверо цитировал поэтов и философов, президента США Джона Кеннеди и полтора десятка исследований последнего века с небольшим, которые на небольшой выборке и отдельных случаях медицинской практики предполагали возможность быстрой регенерации спинного мозга.

Канаверо много говорил о том, что его методика может не только дать новое тело Валерию Спиридонову, но и совершить революцию в жизни людей. «Я здесь потому, что величайшая гонка в истории человечества началась», – возвестил Канаверо. «Я не могу отрицать, что моей целью является продление жизни», – добавил хирург.

Канаверо вкратце описал предложенный им метод сращения головы человека с посторонним телом: с помощью ультратонких скальпелей отделить тело от головы и стремительно подсоединить спинной мозг другого тела. В точке сращения в качестве клея планируется использовать полиэтиленгликоль – обычный полимер, который используется в косметике и в топливе, а также входит в число пищевых добавок. Канаверо убежден, что при соблюдении этой технологии голова не будет отторгнута телом, а клетки спинного мозга восстановятся, так что через месяц мозг пациента сможет, очнувшись от месячной искусственной комы, управлять своим новым телом.

Канаверо заявил, что именно в Америке он ждет поддержки своей идеи. «Я прошу вас, американцев, внести свой вклад – я свой вклад сделал, потратил тридцать лет своей жизни!» – заявил врач. «У меня есть детальный план», – добавил он, призвав хирургов обсудить возможность создания рабочих групп по крупнейшим проблемам операции «прямо здесь и сейчас». Он также выразил надежду, что ему помогут бизнесмены-миллиардеры, такие как Билл Гейтс.

Однако Канаверо уклонился от технических вопросов специалистов, ссылаясь на сложность специализированной дискуссии в присутствии прессы. На вопрос одного из хирургов, почему он не хочет применить свою технологию сначала для лечения парализованных людей, Канаверо долго и резко отвечал, что эта цель не противоречит его мечте о трансплантации головы.

«У нас большое будущее вместе»

Валерий Спиридонов заявил журналистам, что по-прежнему уверен в успехе операции. «У нас большое будущее вместе. Мы вместе с Серджо (Канаверо) будем работать над тем, чтобы это стало реальностью», – сказал журналистам инженер, преодолевая усталость после трансатлантического перелета. «У меня нет страха. Я инженер и понимаю, что есть шаги, которые нужны для успеха, и мы их предпримем», – добавил он.

Спиридонов страдает синдромом Верднига-Гоффмана – тяжелым генетическим заболеванием, которое приводит к постоянному ослаблению мышц и постепенно лишает человека возможности двигаться, а в перспективе – и жизненно важных функций организма. Спиридонов дал понять, что готов к любым рискам в силу своего тяжелого положения. «Вообразите себя на моем месте – и поймете, почему я это делаю», – сказал он журналистам.

Относительно того тела, которое он должен получить после операции, у Спиридонова нет особенных требований: «Это тело должно быть немного более здоровым, чем мое», – уточнил россиянин. Канаверо и Спиридонов надеются провести операцию уже в 2017 году. Однако для этого потребуется огромное финансирование, которое на данном этапе отсутствует. И, даже в том случае, если методика Канаверо по сращиванию спинного мозга сработает, потребуется целый ряд дополнительных прорывных открытий в медицине, прежде чем операция станет возможной. В частности, Канаверо ничего не сказал в своем докладе о восстановлении кровоснабжения мозга и парасимпатической нервной системы, без которой невозможно восстановление двигательных функций тела, не описал подробно, каким образом собирается стимулировать мозг пациента для восстановления нервных клеток.

Многие хирурги, присутствовавшие на конгрессе, говорили о своих симпатиях к Спиридонову. «Когда он выступает добровольцем для чего-то в этом роде, для (операции), которая никогда раньше не проводилась, я могу представить, через что ему пришлось пройти. Очевидно, для него это лучше, чем та жизнь, которой он живет», – сказал РИА Новости Чанд Рамайя, хирург из Теннесси.

«Трансплантация появилась, потому что всегда находился сумасшедший»

Несмотря на общую симпатию к пациенту, хирурги в целом скептически восприняли доклад Канаверо. Некоторые выходили из зала во время доклада с возмущенным выражением на лице. После выступления итальянца ряд хирургов сказали корреспонденту РИА Новости, что операция возможна в принципе, но что сейчас технологии для нее не разработаны до конца.

Некоторые считают, что технология, в принципе, жизнеспособна, но ее нужно профинансировать. «Все начинается с исследований. Много лет назад сомневались в Билле Гейтсе – зачем нам нужен компьютер? А теперь мы не можем жить без него. Нужно финансирование и нужно несколько подогнать методику, а также приспособить государственную политику в отношении трансплантации», – сказал нейрохирург Кирико Торрес из Техаса.

Роберт Мэтьюс, хирург из Пенсильвании, напомнил, что Канаверо не проработал целый ряд дополнительных методик – например, соединение костной структуры и кровеносных сосудов. По его словам, даже для ключевой технологии сращивания спинного мозга необходимы новые прорывные технологии наложения швов, которых сейчас нет. «Это интересно, основано на определенных научных прорывах, есть возможность надеяться на то, что в будущем это будет возможно. Я сомневаюсь, что без очень больших усилий это можно сделать к 2017 году, для этого понадобились бы усилия великой державы, такой как Россия, США, и чтобы другие страны, такие как Германия и Китай, присоединились к этому», – сказал Мэтьюс.

Другие считают технологию, предложенную Канаверо, в принципе нежизнеспособной на данном этапе. «Мое мнение таково: у него (Канаверо) есть мечта, он может ее достичь. Это нелегко будет сделать. Это потребует очень многих новых (изобретений), длительной подготовки. Я скептически настроен, в основном потому, что спинной мозг невозможно срастить тем путем, о котором мы говорим», – сказал РИА Новости Казем Фати, нейрохирург из штата Невада.

Хирург Чанд Рамайя из Теннесси заявил, что за два года подобную операцию подготовить не удастся. «Финансирование тоже проблема, но технические и научные проблемы, на мой взгляд, также не разрешены. Я не думаю, что это так просто – разрезать, приложить, наложить какое-то количество швов. Есть много сложных вещей, которые необходимо соединить, и заставить спинной мозг расти. Если бы это работало так просто, миллионы людей не были бы парализованы и ходили бы», – сказал Рамайя. Однако он оговорился, что первоначально каждая трансплантация казалась ученым сумасшествием.

«Так и появилась трансплантация – потому что находился сумасшедший, который готов был работать над ней. Думаю, что прямо сейчас это не сработает. Но он (Канаверо) может через два года изобрести новые (методики), это возможно», – считает Рамайя.


Портал «Вечная молодость» http://vechnayamolodost.ru
16.06.2015

Нашли опечатку? Выделите её и нажмите ctrl + enter Версия для печати

Статьи по теме