Любовь к жареному и грилю связали с риском депрессии и расстройств сна у молодых людей
Турецкие ученые провели обсервационное кросс-секционное исследование и пришли к выводу, что потребление большого количества конечных продуктов гликирования связано с повышением риска депрессии и снижением качества сна у молодых людей. Публикация об этом появилась в Journal of Affective Disorders.
Конечные продукты гликирования (КПГ, AGEs) — это продукты неферментативного гликирования (в основном по остаткам лизина и аргинина) белков и липидов углеводами при высоких температурах в результате реакции Майяра. Они образуются при жарении, приготовлении на гриле, запекании и отвечают за вкус и аромат образующейся при этом корочки. Известна связь их употребления с различными соматическими и психическими расстройствами среди населения в целом. Эксперименты на животных позволяют предполагать, что это может быть обусловлено нейровоспалением и нарушением обмена липидов в мозге.
Чтобы уточнить эффекты диетического потребления КПГ в молодом возрасте, Бюшра Демирер (Büşra Demirer) из Карабюкского университета и Гюльхан Самур (Gülhan Samur) из Университета Хаджеттепе пригласили для участия в работе 420 студентов (80,2 процента женского пола) в возрасте от 19 до 24 лет. В исследование не включали людей с сердечно-сосудистыми заболеваниями, артериальной гипертензией, сахарным диабетом, онкозаболеваниями, болезнями печени и почек в анамнезе, когнитивной дисфункцией и психическими расстройствами, принимавших гиполипидемические и сахароснижающие средства, снотворные, антидепрессанты и пищевые добавки, а также с расстройствами пищевого поведения и следовавших строгим диетическим ограничениям.
Все участники вели скрининговый дневник питания MEDAS, по которому их распределили в группы с низким, средним и высоким потреблением КПГ (6410,80 ± 1183,24; 10,062,59 ± 1043,71 и 14,376,51 ± 1495,96 килоединиц в день соответственно). Депрессивные симптомы у них оценивали по шкале Бека (BDI), качество сна — по Питтсбургской шкале (PSQI). Статистический анализ проводили с помощью линейных регрессионных моделей с поправкой на сопутствующие факторы.
Выяснилось, что уровень потребления КПГ с поправкой на энергетическую ценность рациона статистически значимо (p < 0,001) связан с показателями как BDI (β = 0,722; 95-процентный доверительный интервал 0,639–0,811), так и PSQI (β = 0,286; 95-процентный доверительный интервал 0,179–0,431). Подобная корреляция сохранялась при введении поправок на возраст, пол, курение, индекс массы тела и хронические заболевания (p < 0,001). Существенной связи уровня потребления КПГ с калорийностью пищи, потреблением макронутриентов и индексом массы тела обнаружено не было. Близость диеты участников к средиземноморской также значимой роли не играла.
Таким образом, уровень потребления КПГ положительно связан с риском депрессии и снижением качества сна у молодых людей, что необходимо учитывать при анализе вторичных причин подобных расстройств в этом возрасте, заключают авторы работы.
Приготовление пищи кажется несложным навыком, которым в той или иной степени обладает большинство людей. При этом в основе кулинарной обработки продуктов зачастую лежат сложные физические и химические процессы.